А музыка ушла в «Песок»

Белорусское трио Port Mone покоряет Европу

Их композиции — это песни без слов: о том, как на берег накатывают волны, как шумит ветер и скрипят деревья. Об этом мы узнаем из чувственных звуков аккордеона Алексея Ворсобы, шелеста тарелок Сергея Кравченко, басовых переборов Алексея Ванчука. Dip, первый альбом минского инструментального трио Port Mone признавался лучшим в ряде европейских стран. Сегодня на выходе второй диск группы. С лидером Port Mone Алексеем Ворсобой побеседовал обозреватель «СОЮЗа».


— Алексей, название группы как–то связано с морем или я ошибаюсь?


— Я бы сказал — отчасти. Порт для меня — место перехода из ситуации в ситуацию, так же, как вокзал, стоянка такси, лифт... И еще мы имели в виду Моне как художника, который ушел от буквального, размыл, как импрессионист, пиксели и сделал свои картины намного более выразительными, пришел к сути.


— А вы пытаетесь сделать то же в музыке?


— Да, я хочу уйти от буквальности, хочу находить в музыке содержательную суть, с помощью которой ты чувствуешь полноту жизни, а не одиночество.


— От одиночества вы, видимо, и бежали, взявшись за создание группы?


— Вы знаете, я довольно поздно понял, что я музыкант, поздно получил музыкальное образование. Со временем выяснилось, что меня цепляет музыка инструментальная, полифоничная и что нельзя работать одному, что серьезные действия должны осуществляться в коллективе, когда есть разность мнений. Преподавая в музыкальной студии, я присматривался к людям и постепенно нашел единомышленников.


— Барабанщик Port Mone — архитектор, басист до встречи с вами работал юристом... Ребята учились играть по ходу дела?


— Именно так. Они даже брали уроки, проявляли такое рвение, что я их останавливал, говорил: «Идите от внутреннего, техника придет». Сейчас это музыканты очень хорошего уровня, думающие, способные свои мысли выразить на инструменте. Это уже профессионализм личный, а не тот, по которому имеется диплом. Сергей — человек большой, тяжелый, и если он принимает решение, то он принимает его наверняка и следует ему. Алексей — более романтичная натура, ему надо что–то почувствовать. На репетициях я их обоих слушаю, ничего не отвергаю, а после того, как у меня появляется много вариантов, фильтрую их и говорю: «Давайте так». Так что я хоть и пишу, считается, всю музыку, но с подсказкой Леши и Сергея.


— Еще 6 лет назад ваша группа играла на корпоративах, в кафе, музыку, как вы говорите, буквальную, музыку для релакса. А потом все вдруг изменилось...


— Да, наши первые авторские попытки были декоративными, что ли, получались просто мелодии красивые и ненавязчивые. Только через какое–то время стало писаться то, что я хотел, началось движение к чему–то настоящему.


— Первый альбом группы, вышедший три года назад, назывался Dip, по–английски звучит как «глубина». И названия композиций тоже отсылали в морское путешествие — «Лодка», «Море», «Песок»...


— Это просто метафора, способ говорить. Мы хотели показать, что стремимся вглубь, хотим погрузиться в стихию, отсюда возникло море, вода, разная водная атрибутика в названиях и в мелодиях, которые мы создавали ради того, чтобы натолкнуть слушателя на какие–то вещи, о которых мы говорим. Некоторые вещи названы буквально, например «Коса». Течет река, какой–то островок, намытый песком, какие–то деревья, берега — это ассоциация, которая позволяет ухватить суть. В инструментальной музыке сложно быть буквальным.


— Вам не кажется, что музыка Port Mone слишком сложна, слишком многослойна?


— Это сложно, наверное, только для тех, кто привык смотреть на внешнее. Теперь, когда мы готовимся выпустить второй альбом, стало тем более понятно, что первый был значительно проще.


— А как ведет себя публика на ваших концертах: танцует или в основном слушает?


— Бывают случаи, что и танцуют, но мне в этот момент кажется, что это слишком активная реакция на нашу музыку. Она все–таки больше для эмоций, для сердца. В клубах мы, кстати, практически не играем, все больше в залах вроде Дома актера или филармониях. То есть там, где публика сидит в креслах.


— Алексей, первый ваш альбом отрицал то, что вы играли до него. Второй будет отрицать уже Dip?


— Нет, скорее, это можно назвать неожиданным движением вперед, это продолжение с каким–то очень качественным внутренним изменением. Port Mone стал взрослее, опытнее, мы стали многое лучше понимать. И музыка, по отзывам друзей, которых мы позвали на открытую репетицию, становится более тонкой, как более острый нож.


Андрей Васянин


vasianin@rg.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter