Источник: Знамя юности
Знамя юности

Легко ли заработать сегодня художникам?

А мольберты подождут

За рубежом полотна и скульптуры концептуалистов продаются за сотни миллионов долларов. У богатых увлечение живописью сродни хобби. В нашей стране огромное количество выставок и музеев, немало ярких имен. Вот только заработать своим творчеством удается единицам.

В руках Юрия Пташинского песок оживает

Барханы или абстракции

Гомельчанин Юрий Пташинский рисовал практически с пеленок. Дальше были изостудия в областном Дворце творчества детей и молодежи «Юность» и специальность архитектора, полученная в вузе. Правда, после молодой человек предпочел не создавать здания, а преподавать детям изо. Юра все годы упорно сидел над холстом, но однажды необходимость подработать привела к новому виду искусства:

– В соцсетях увидел девушку, которая искала художников. Я откликнулся, но оказалось, что творить нужно не на холстах, а песком.

Юра стал одним из первых и, пожалуй, самым знаменитым пескографом в регионе. Короб с подсветкой, камера с трансляцией на большой экран – и его шоу вызвало бурный интерес, стали приглашать на корпоративы и свадьбы. Правда, сам художник рисованием песком со временем пресытился. Хотелось взять в руки кисть... Два года назад в итальянском Кальяри при поддержке почетного консульства Беларуси была открыта выставка работ молодого белорусского художника.

– Мои работы не расходились как горячие пирожки, – признается Юрий. – Но у нас покупают еще хуже. Прожить сейчас, продавая живопись, практически невозможно. Один тюбик краски стоит четыре рубля. Подумайте, сколько потратит художник, чтобы написать картину. А купить ее в большинстве случаев люди готовы за очень скромные деньги.


Юра признает, что и просто выставкой картин современных зрителей не удивишь. Это должно быть какое-то шоу, перформанс. На своих выставках парень непременно с «верным другом» – песком. Рисует и развлекает.

– Не скажу, что хочу и дальше этим заниматься. Уже неинтересно. Мечтаю не то чтобы о Лувре, скорее, о возможности что-то донести до людей, через свои работы поговорить о прелестях жизни и проблемах – голоде и войнах. А прислушивается публика только к авторитетному художнику.

Юра все еще пробует разные направления, но самой интересной для себя пока видит абстракцию. Здесь все, как у признанных мастеров, – отключается от мира и пишет, что душа велит. Еще один интерес – анимация. Пока движущиеся картинки с глубоким смыслом парень только начал создавать. Но все эти веления сердца дохода не приносят, на жизнь зарабатывать удается пескографией.

Вторая профессия не помешает

Определенной коммерциализации искусства не отрицает и директор Гомельского государственного художественного колледжа Елена Зейбек. С 1989 года здесь выпустили более 750 живописцев, дизайнеров и специалистов декоративно-прикладного искусства. Более 200 выпускников окончили или учатся в Белорусской государственной академии искусств, многие получают высшее образование в других вузах. Но на вопрос, может ли заработать на жизнь традиционный живописец, Елена Талимоновна, чуть задумавшись, отвечает:

– Если у него есть вторая специальность или работа. К примеру, он художник и учитель, художник и дизайнер, художник и архитектор.

Выпускники колледжа достаточно востребованы на рынке труда: придумывают узоры на обойных фабриках, дизайн новых приборов, преподают, создают декорации и костюмы в театрах, работают на телевидении.

– Мир не стал меньше воспринимать искусство, просто оно немного трансформировалось. Через пару лет без художника не сможет обойтись ни одно предприятие. Художники могут сделать все – от внешнего вида продукции до создания комфортной рабочей атмосферы.

Тату-мастер Мария Жевнерова считает свое занятие самым творческим

Перманентное творчество

Художественный колледж окончила и гомельчанка Мария Жевнерова. Рисовала она всегда хорошо, но в какой сфере развить свои умения, долго не знала. После учебы работала дизайнером в газете, потом это ей наскучило и начала рисовать на заказ. Портреты индивидуального предпринимателя раскупали с завидной регулярностью. Процесс был прост: люди давали фото и получали живописное полотно ко дню рождения родителей, начальства или любимого человека. Такой вид бизнеса давал возможность в месяц получать больше, чем на предыдущей работе. Только через пару лет Маша почувствовала, что все лица сливаются воедино, от заказных полотен нет отдачи, а творчество превратилось в механический труд. Тогда девушке предложили испытать себя в новом занятии – рисовать эскизы для татуировок. Маша попробовала, получилось, но и этого стало мало. Поэтому она изучила процесс нанесения рисунков на тело. Сейчас Мария молодой, но достаточно уверенный тату-мастер. Несмотря на определенную брутальность занятия, считает его самым творческим:

– Я полностью в процессе, мне хорошо, когда рисую машинкой. Конечно, чаще всего это конкретные заказы. Но бывает, клиент предлагает творить.

valchencko@mail.ru

Фото Ивана КУЗМЕНКОВА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter