Две истории долгожителей, сохранивших уникальную память о войне

А любовь Маруся сбережет

Солдаты из Березовского района в строю и в 90 лет


СТАРОЖИЛОВ на Березовщине немало — в одном только Здитовском сельсовете 90-летие этой весной и летом отмечают четверо. Среди них — блокадница Анастасия ЯКУБА, участник Великой Отечественной войны Иван ГОРБАЧУК и ветеран Великой Отечественной войны Николай ГОШКО из деревни Шилин. Вместе с председателем Здитовского сельсовета Людмилой Эсановой мы навестили двух свидетелей минувшей войны, не растерявших за десятилетия ни бравого задора, ни драгоценных воспоминаний. Возможно, благодаря поддержке родных: и Иван Владимирович, и Николай Иванович прожили с женами более 60 лет, каждая пара вырастила по пятеро детей. Вместе мы вернулись на 76 лет назад…

Прадедушка и прабабушка (Иван и Мария ГОРБАЧУКИ) угощают березовской клубникой внучку Полину


ХЛОПЧИКУ из березовской деревни Михалинок едва исполнилось 14 лет, когда на второй день войны над его головой развернулся воздушный бой. Иван пас коров примерно в трех километрах от дома. Над ним пронеслись 18 самолетов с немецкими крестами и только три — с красными звездами. Грянули взрывы… Одну корову убило, а у самого пастуха снарядом разворотило ногу. Отец отвез его к местному врачу, но толку от простой перевязки и обработки йодом не много: через несколько дней началась гангрена… Спасителя нашли в деревне Лесковичи. Врач Роман Юркович очистил рану. Правда, на всю жизнь остался страшный шрам и небольшая хромота.

Во время войны Ивану Владимировичу пришлось пережить еще немало. Вспоминая, пожилой человек смахивает слезы с покрасневших век. Их деревня оказалась меж двух огней — партизанский штаб и немецкая комендатура располагались чуть ли не в соседних деревнях. При облавах приходилось прятаться, переходя вброд речку Винец. Однажды на глазах у Вани пули изрешетили соседку с грудным ребенком на руках.

Иван и Мария ГОРБАЧУКИ в день 32-й годовщины свадьбы

После освобождения Беларуси Иван, по его выражению, «взял лопату и пошел строить аэродром в Павлиново». Отслужил в армии больше шести лет. В мирной жизни плотничал, был учителем труда в школе. Помогал увековечивать память павших солдат — в братской могиле у места самых масштабных боев похоронено более 190 человек. Кстати, председатель сельсовета упомянула, что поисковые работы не прекращаются и сегодня — 22 новых имени погибших установили буквально в прошлом году. Возле монумента бывший учитель вместе со школьниками в свое время высадил Аллею памяти.

Ветеран ВОВ Николай ГОШКО у своего дома

Наш разговор с интересом слушает одна из многочисленных правнучек долгожителя. Одиннадцатилетняя Полина Кенда приехала к прабабушке и прадедушке на лето из российского Чехова. Навещают родных в Беларуси довольно часто, несмотря на приличное расстояние. А к 9 Мая правнуки даже написали для Ивана Горбачука необычные поздравления, стилизованные под солдатские треугольники.

На прощание фотографируемся во дворе вместе с супругой Ивана Владимировича Марией Ивановной. Поженились они в день рождения мужа, на Николу летнего, 22 мая. Чувства сохранили до сих пор. Несмотря на возраст, до последнего времени участник войны старался что-то сделать в огороде, чинил односельчанкам тачки и другую хозяйственную утварь. Руки золотые, и сидеть без дела не привык — характер. Жене как пообещал поддерживать ее во всем 62 года назад — так слово и держит. Может, потому и жизнь дана длинная — не зря человек коптит небо.

БЛОКАДНИЦУ Анастасию Якубу дома не застали — уехала в город. А вот ветеран войны Николай Гошко встретил нас у калитки. И не скажешь, что ему перевалило за девятый десяток! Кстати, у них в роду появилась интересная традиция — в честь деда назвали и сына, и внука. Садимся рассматривать внушительных размеров семейный альбом.

Николай ГОШКО (второй справа) с сослуживцем Николаем ЯКУШИКОМ, 1949 год

Одна из самых ранних карточек запечатлела двух бравых военных, второй справа — молодой Николай Иванович. Надпись на обороте: «4.10.1949 г. На долгую, вечную память дорогой Марусе». Поженились они в 1951 году, то есть 66 лет вместе.

В начале войны Коля с семьей жил на отдаленном хуторе. Первая встреча с врагами оказалась одновременно и жутковатой, и курьезной. В тот день отец отправил его за керосином. Возвращаясь назад, парень наткнулся на двух голых людей. Немецкие солдаты решили позагорать, правда, выставив рядом пулемет. Ни живого ни мертвого от страха мальчишку они обыскали, а потом один протянул ему плитку шоколада. Знаками показал: это — лакомство.

— Я прежде таких упаковок не видел. Думал, хочет меня заставить жевать какую-то жесткую подошву, — вспоминает ветеран. — Вернулся домой целым и невредимым.

Председатель Здитовского сельсовета Людмила ЭСАНОВА возле обелиска на кладбище деревни Шилин

Но в скором времени стало ясно, что оккупанты пришли вовсе не со сладким грузом. Выбора у молодежи фактически не было: либо работа на фрицев, к примеру, в полиции, либо трудовые лагеря в Германии, либо — в партизаны. Николай выбрал отряд. Запомнилось, как неподалеку от деревни Житлин Ивацевичского района охраняли аэродром. Голод иногда допекал партизан так, что они ели траву и лягушек, причем, по воспоминаниям ветерана, в сыром виде — лишний раз разжигать огонь было нельзя, чтобы не выдать себя. Днем маскировали взлетно-посадочную полосу молодыми березками и осинами, а ночью жгли костры в ожидании транспорта с Большой земли. Немцы сожгли ближайшее село, осталась одна полуразрушенная церковь. Ее использовали как наблюдательный пункт. Однажды Николай поймал как раз возле храма двух немецких лазутчиков, которые пытались разведать местоположение отряда. Когда отвез пленных и возвращался назад, выпал случай раздобыть еды. Бомбы с немецких самолетов ночью упали в озеро, а утром всплыло множество оглушенной рыбы. Николай не растерялся и собрал ее чуть ли не воз, всю доставил товарищам.

Служить после освобождения Беларуси ему довелось еще 7 лет. Маруся, Мария Петровна, ждала. Ей не привыкать, ведь воевал и любимый брат Василий Хведченя. Сохранилось в семейном альбоме его фото в военной форме с маленькой дочкой.

Непростые времена выпали на долю семьи и позже — муж много ездил по всему Советскому Союзу, работал в шахте, нанимался в строители, чтобы обеспечить большую семью. Ведь начинать приходилось практически с нуля. Даже вшей травили с помощью разных самодельных приспособлений, те же частые расчески ухитрялись мастерить из лозы.

— Я и сейчас что хочешь сделаю «на глаз» — никакой уровень не нужен, — улыбается ветеран.

Вот такие две удивительные судьбы. Пережив ужасы войны, Иван и Николай из березовского Шилина выбрали для себя самые созидательные профессии — строить и учить детей. Думается, и их жены Маруси-Марии приложили руку к тому, чтобы те прожили такую долгую жизнь, не изменив себе.

yasko@sb.by

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter