«А Лявонiху Лявон палюбiў...»

Календарь и традиции

По народному календарю в Беларуси — время традиционных зимних гуляний молодежи


Зима — период своеобразного затишья в трудах, обдумывания предстоящей жизни. Наши предки ничего не пускали на самотек, тем более будущую семейную жизнь своих подросших детей. В белорусских деревнях все на виду, поэтому о местных молоденьких «паненках» и «хлопцах» все известно: кто «працавiты», кто «крыху ленаваты», а кто и вовсе «лайдак», а еще — «хто каму да спадобы». И такое вот знание оказывалось как нельзя кстати во время старинной зимней забавы под названием «Жанiцьба Цярэшкi». Эта игра пришла из очень давних времен. Более всего она прижилась на территории былого Полоцкого княжества и продолжает жить сейчас на Витебщине и Минщине. По сей день молодежь, увлеченная исследованием народных традиций, приезжает на каникулы к бабушкам в деревню и с превеликим удовольствием участвует в этом необыкновенно интересном и мудром действе.


Чтобы молодежи собраться вместе — а народу набиралось так, что яблоку негде упасть, — нанимали хату и еще сбрасывались деньгами «музыкам на струны». Из поколения старших выбирали солидных и уважаемых мужчину и женщину, которых звали «бацька» и «матка». «Родители» — общие и вроде бы понарошку, тем не менее это были люди, на деле хорошо знавшие, «хто з кiм любiцца», и умевшие закрутить все это необыкновенное представление. Здесь требовались и настоящие режиссерские способности, и обязательно мудрость, жизненный опыт, порядочность. Возникало настоящее шоу, где нужно с толком, весело и в то же время крайне деликатно, чтобы никого не обидеть, сформировать пары, которые благодаря этой игре могли в дальнейшем стать хорошей семьей. Бывало, что пары подбирались с трудом, участники игры конфузились и краснели, случалось, девушка, увидав предложенного «родителями» нареченного, убегала и пряталась, иной раз и парню что–то выходило не по нраву... Но вот наконец пары подобраны, кавалеры стоят справа, девчата — слева, «музыкi жарат лявонiху–крутуху», и первые пары бросаются в пляс. Девушки убегают от парней, те стараются их поймать, идет что–то вроде игры в кошки–мышки.


И такое веселье продолжается аж до третьих петухов. Тогда девчата бегом несутся домой, чтобы приготовить или просто разогреть что–нибудь очень вкусное для своего «нареченного». Стараются все: угощение собирают богатое — на столе душистые обжаренные колбасы, «вяндлiна», грибные «полiўкi», сальтисоны, «вантрабянкi», пушистые блины и тонкие, как кружево, блинчики–«налiстнiчкi», пироги со всевозможными начинками... Усаживаются все чинно, каждый парень со своей девушкой. И начинается «вясельны банкет». Даже с рассветом празднество не прекращается.


Название этой мудрой игры, как считают исследователи, идет с давних времен и, скорее всего, связано с именем деревянной или керамической фигурки «Цярэшкi» — опекуна молодых семейных пар. В белорусских сказках «Цярэшкай» зовут выструганного из дерева бездетными стариками мальчика, который вдруг оживает на радость своим «родителям» и становится для них настоящим сыном и помощником.


Сон в руку


Видеть застолье — к какой–то досаде, гостей — часто к ссорам, принимать гостей у себя — к растратам, а то и к краже какого–нибудь имущества. Увидеть во сне девушку и парня — к приятным хлопотам, красивую девушку — к хорошим и радостным переменам, молодых женщин и девушек, собравшихся вместе в каком–нибудь доме, — к какому–то «дзiву», очень неожиданному, но хорошему.

 

Фото Марины Бегунковой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter