А «луноходы» рапс спасали

По Государственной программе возрождения и развития села Освея два года назад стала агрогородком. Это самое северное городское поселение Беларуси. Первое летописное упоминание о нем датировано 1503 годом. Сейчас здесь проживает около 1,5 тысячи человек. Местечко стало центром огромного совхоза «Освейский». Без малого четверть века руководит им Николай Петрович Мартынов.

Николай МАРТЫНОВ, руководитель совхоза «Освейский», — о времени и о себе

По Государственной программе возрождения и развития села Освея два года назад стала агрогородком. Это самое северное городское поселение Беларуси. Первое летописное упоминание о нем датировано 1503 годом. Сейчас здесь проживает около 1,5 тысячи человек. Местечко стало центром огромного совхоза «Освейский». Без малого четверть века руководит им Николай Петрович Мартынов.

— Николай Петрович, по дороге в диспетчерскую проходила мимо конноспортивной школы. Обратила внимание на недавно построенное здание. Для чего или для кого оно строилось?

— На территории конноспортивной школы мы построили дом, в котором будет размещен музей крестьянского быта 30-х годов прошлого века. У гостей агрогородка, а их немало, появится возможность узнать, как жили наши предки. Сегодня мало кто знает, как в прошлом мололи муку и пекли хлеб, как утюжили на углях, как пряли и ткали. Мы хотим сохранить историю развития хозяйства. Сохранить для потомков. Потому как производственные показатели забываются, а живые люди — это совсем другое дело. У нас есть отснятые фильмы к 40 и 50-летию хозяйства. Наши жители любят их смотреть и говорят спасибо за возможность увидеть родных людей.

Сегодня не все измеряется в деньгах. У меня спрашивают: какая прибыль от конноспортивной школы? А никакой. От нее я имею только моральное удовлетворение: у местных детей есть любимое занятие, они не болтаются без дела по поселку, а приходят сюда и занимаются. Ездят на соревнования, в том числе и на республиканские. Хотя всего три года работаем. Школа создана по моей инициативе и является филиалом Витебского областного центра олимпийского резерва по конному спорту и коневодству, имеет хорошую базу, ее воспитанники делают уверенные шаги. Сегодня наш человек, Евгений Самусенок, учится в Институте физкультуры именно по организации конного спорта. Мы ему дали направление, а после окончания учебы гарантируем работу.

Решается вопрос об открытии в нашей больнице, которая имеет районное значение, реабилитационного центра по иппотерапии. Нас в этом поддерживают и председатель райисполкома, и главврач района. Ведь иппотерапия лечит и церебральный паралич, и остеохондроз, и сердечную недостаточность. Но нужен специалист. Пока мы его учим. Татьяне Кадыш, уроженке наших мест, оплачиваем учебу в Витебском медуниверситете.

— Часто слышу, что в сельском хозяйстве тяжело работать: ненормированный рабочий день, мало выходных. А вы столько лет трудитесь...

— Руковожу с 1978 года. Конечно, нелегко. Все время в поиске, напряжении. К сожалению, нет возможности в нужное время открыть кран, чтобы дождь пошел, или, наоборот, закрыть, чтобы солнце светило. Но в последние годы сельскому хозяйству стали уделять больше внимания. Сегодня есть возможность приобрести технику в лизинг, за счет ее высокой производительности быть менее зависимыми от природных катаклизмов. Мы в этом году обновили машинно-тракторный парк: три новых зерноуборочных комбайна получили, теперь у нас их 12. Ведь нынче нужно убрать 2 тысячи гектаров зерновых и тысячу гектаров рапса. Сохранился, кстати, почти весь озимый рапс. Нынешний год показал, что никогда не надо спешить его пересевать. Весна была мокрой, мы на рапсовое поле не могли заехать, чтобы перепахать. Вынуждены были ждать. И решили дать ему три порции азота. В хозяйстве есть два «лунохода» на пневмоходу, собрали их наши инженеры из списанных Т-150. Таким образом, мы своевременно подкормили рапс. Позже поняли, что наше решение было верным. И 600 гектаров озимого рапса, можно сказать, вынянчили. Обработали его клеем, чтобы стручки не растрескивались. Сейчас он уже убран, урожайность составила 12 центнеров с гектара. Конечно, это меньше, чем в прошлом году, но все равно он даст прибыль. 300 тонн озимого рапса продадим государству и 600 тонн — ярового.

Три «МТЗ» купили за свои деньги, в лизинг взяли кормозаготовительный комбайн КВК-800 и три трактора МТЗ-3022, шестиметровый посевной агрегат, два раздатчика-кормосмесителя, приобрели новый пресс-подборщик с обмоткой сена в пленку. Одних травяных кормов заготовили уже по 16 центнеров кормовых единиц на условную голову скота, это на центнер больше, чем в прошлом году, хотя поголовье животных выросло на 500 голов.

В животноводстве сделали технологический рывок — на всех фермах установлены молокопроводы. Три современных холодильника по шесть тонн каждый купили. Молоко мы сдаем высшим сортом. Реконструировали комплекс — увеличились привесы, потому как соблюдается технология. Благодаря тому, что у нас есть рапс, в рационе животных имеется шрот, то есть белок. Сегодня среднесуточный привес достиг 900 граммов, сдаточный вес бычков составляет свыше 500 килограммов. Недавно партию быков сдали — по 540 килограммов их сдаточный вес. У нас на откорме стоят герефорды мясной породы. За них имеем 15-процентную надбавку. Окупаемость кормов выше. И вообще, надо сдавать скот по 600 килограммов, так как его не хватает. А то у быка в 400 килограммов — самый рост, а мы его под нож.

Нужны ли нам овцы? У нас многие их держат. Чтобы не допустить родственного скрещивания, мы закупили племовец романовской породы. И уже помесных баранчиков продаем населению. В Смиловичи будем возить шерсть, валять валенки. Сдаем ее также и на волковысскую фабрику, где делают войлок. Он нужен нам для конноспортивной школы. Из него же в Минске «Белая грива» делает красивую упряжь, удобные седла.

Говяжью кожу возим вырабатывать в Могилев. Как давальческое сырье поставляем ее на Гомельский кожзавод и шьем для механизаторов натуральную обувь и безрукавки. В хозяйстве есть свой швейный цех и парикмахерская. Они размещены на территории мехмастерских.

Наше хозяйство входит в систему Семтравобъединения. Занимаемся выращиванием семян клевера, донника, тимофеевки, овсяницы луговой. Есть небольшая пасека на 20 семей. Будем ее увеличивать.

В День работников сельского хозяйства мы делаем подарки своим труженикам, что улучшает им настроение. В трудовом коллективе хороший моральный климат. Ведь вовремя выплачиваем зарплату, кормим обедами (есть своя столовая), свою спецодежду под индивидуальный заказ шьем и жилье с удобствами строим. Ставим водогрейный котел. Ведь когда работник обеспечен всем необходимым, он и трудится с отдачей. В течение 10 лет мы обходимся своей рабочей силой и в посевную, и в уборочную. Имеем возможность дать механизаторам выходной. Обеспечиваем сеном их подворья. Всего работающих в хозяйстве чуть более 300 человек.

Считаю, что с программой развития подсобных сельских хозяйств несколько запоздали. Сегодня наш механизатор зарабатывает 1,5 миллиона рублей в месяц. Он может купить и колбасу, и молоко с маслом. В свое время мы с женой троих детей учили. Сначала в музыкальной школе, потом — в музучилище, консерватории. Поэтому держали на подворье две коровы и две свиноматки. Зарплата была тогда у нас маленькая. А если сегодня механизатор работает в день по 12—15 часов, то когда же ему еще на своем подворье работать?

Тем не менее мы всем желающим продаем лошадей нашей белорусской упряжной породы. Нынче сельскому Совету или ЖКХ готовы передать зерноуборочный комбайн КЗС-7 для уборки на приусадебных участках.

Несмотря на то, что мы обновили технику, сохранили в рабочем состоянии и старую. И на посевной 6 «кировцев» идут в сцепке с чизелями, т. к. это очень эффективно. А механизатору доплачиваем за то, что он работает не на комфортном тракторе. Но такие трактора нам нужны.

— В прошлом году «Освейский» намолотил свыше 10 тысяч тонн зерна и урожайность получил в 43 центнера. Уже идет уборка зерновых. Что в ее активе?

— В этом году мы отказались от ячменя. Для него нужен идеальный год. Мы посеяли более тысячи гектаров яровой пшеницы и 600 гектаров овса. Есть тысяча гектаров озимой пшеницы. И тысяча гектаров рапса.

Отмечу такой момент. Нагрузка на комбайн до этого года была большая — 400 гектаров. Начинаем убирать рапс, тут и озимая пшеница подоспела. Затем занимаемся пшеницей, но тут же надо и яровой рапс убирать. Яровую пшеницу приходится убирать чуть позже. Ячмень в одночасье опустит колос — потерь не избежать. И мы за счет овса растягиваем время уборки. К тому же у нас 200 гектаров тимофеевки. Ее не оставишь без присмотра: чуть дождик, ветерок — осыплется. А пшеничка чуть подождет. Сегодня за тонну тимофеевки дают два миллиона рублей.

Овес нам нужен как корм для лошадей и овец, а еще как крупяная культура. Мы в прошлом году его даже меняли на фуражное зерно.

Сейчас занимаемся плющением овса, так как его необходимо 2 тысячи тонн.

— Николай Петрович, расскажите о себе, пожалуйста...

— Сам я «образца 1951 года». Родился на Россонщине, в деревне Перевоз на границе с Россией. В начальную школу ходил за 4 километра, а в пятый класс уже надо было идти за 8 километров, в Заборье. И меня родители определили в Невельскую школу-интернат. Домой только на каникулы и выходные приезжал. Советская власть о нас позаботилась. Надо было за месяц учебы всего 2 рубля 70 копеек платить, полтора пуда картошки и три килограмма мяса дать. Всем остальным обеспечивало государство: постель, питание, знания. Я девять классов там закончил, а десятый — в Заборье, туда семья наша переехала. Мечтал быть летчиком, но меня сагитировали в ветинститут, где и получил профессию зооинженера. По распределению попал в совхоз «Выдрея» Лиозненского района. Отработал там полтора года. Трагический случай с отцом заставил меня возвратиться поближе к дому, в совхоз «Освейский». Работал зоотехником, а потом меня избрали председателем колхоза имени Суворова. Когда в «Освейском» руководитель заболел, меня направили туда. У нас — трое детей, все они учились в музыкальной школе в Верхнедвинске, а в Освее была своя музыкальная школа. Жена моя — прораб, все время помогает мне заниматься строительством в хозяйстве. Дети уже выучились. Старшая Валя окончила музучилище и пединститут. Ира — пединститут и аспирантуру. Она психолог. Младшая Катя — музучилище и консерваторию в Могилеве, там и живет. Имеем четверо внуков.

Мне когда-то цыганка нагадала: якобы видит меня на ответственной работе, которой я буду доволен. Так оно и произошло. В какой-то момент бывает тяжело... Но когда ты выезжаешь утром на поле или ферму, видишь свои результаты и вверенных тебе людей, то негатив сглаживается. Нигде легкого хлеба не бывает...

— Ваше хозяйство имеет много наград?

— Самая большая награда для меня — это доверие людей. Когда я руководил колхозом имени Суворова, меня исключили из партии. «Зеленый» был тогда, строптивый. Сильно переживал.

Утром коров выгоняю, люди спрашивают:

— Исключили тебя, Петрович?

— Да, — отвечаю.

— Ну что ж, пусть из партии тебя исключают, но из колхоза мы тебя не отпустим. Ты — наш.

Мне в тот момент хотелось всех людей обнять и поцеловать. Ведь они мне доверяют.

— А за что вам партия такой суровый приговор вынесла?

— Да «минусовали» по молоку. Объясняю на бюро, что недели через две молока прибавится. Будут растелы. Мне же приказали обеспечить «плюс» на следующий день. Я говорю, что молочное животноводство — это не кран: открыл — «плюс», прикрыл — «минус». Вот и схлопотал за свою дерзость.

Но я эту ситуацию пережил благодаря поддержке односельчан. Позже бюро заменило исключение из партии выговором, и я остался работать. В тот год, а это был 1982-й, наш колхоз получил переходящее Красное знамя за урожайность в 41 центнер с гектара.

Второй момент. Однажды меня сагитировали в председатели сельского Совета в Сеньково. Я приезжаю оттуда под вечер на машинный двор, а мужики мне: «Ну что, директор, когда жареным запахло, ты в тенек. Тут же надо корма готовить, а ты в Совете всего до 5 часов вечера будешь работать?»

Мне стало стыдно и обидно за свое опрометчивое решение. Назавтра я позвонил председателю райисполкома, отказался и вернулся в свое хозяйство к своим людям.

— Николай Петрович, вы в «Освейском» четверть века. Без помощников, команды удачи не видать.

— Без команды нигде, ни в какой отрасли успеха не будет. А у нас свои династии сложились. Суворов Иван Павлович, он уже на пенсии. Его сын работает шофером, невестка — главным зоотехником. Два его внука — механизаторы.

Семья Яковицких из присоединенного колхоза. Три брата работают механизаторами: Александр, Михаил и Дмитрий. Нынче и младший Костя пришел после школы. Говорит, пойдет на тракториста учиться. И таких династий у нас с десяток наберется. А это говорит о том, что и на селе можно работать, достойно зарабатывать. Текучести кадров у нас нет, уходят только те, кого мы выдвигаем на руководящие посты.

Долгие годы вместе со мной работают заместитель по растениеводству Дмитрий Удодов, начальник комплекса, она же председатель профкома Лидия Русак. Я на них, как на себя, могу положиться.

Я побывал во многих странах: в Англии, на Королевской выставке, несколько раз в Германии, во Франции, в этом году — в Швеции. Сравниваю производства, условия. И отметил, что в некоторых моментах мы не хуже их работаем. Главное, не отступать от технологии. В прошлом году сдали 1200 тонн пшеницы и ни килограмма фуражом, только продовольственной, причем большую часть третьим классом с высоким содержанием клейковины. А для этого надо как минимум три раза подкормить азотом — дробное внесение по технологической колее. Дальше — защита от болезней. Сегодня мы раз 7 ездим по этому полю, чтобы получить то, что хотим.

То же самое и в животноводстве. По рецептам сейчас нам комбикорма готовят, и мы думаем над тем, как заставить животных больше корма съесть. А раньше была задача — просто накормить.

Сегодня и специалисты, и механизаторы совсем по-другому рассуждают. С экономической выгодой.

Освея стала агрогородком в 2008 году. Очень много затрачено на объекты социального плана и культуры. Мечтаем сделать крытый манеж для конноспортивной школы. Но пока не хватает средств.

Надо уметь работать, но и отдыхать тоже. Специалисты, передовики производства побывали в Украине, Италии, Египте. Сейчас вот 25 человек на «Славянский базар» ездили.

Много различных наград имеем. В том числе и по развитию коневодства, благоустройству. Наши конники во всех праздничных мероприятиях участвуют.

Ищем инвестора на открытие производства в бывшем двухэтажном здании КБО. Поселку нужна гостиница. На Освейское озеро, нашу «северную жемчужину», приезжало бы больше туристов, но жить негде. Поэтому потока людей нет. Это хороший инвестиционный проект для желающих.

— Спасибо, Николай Петрович, за обстоятельный разговор. Успехов вам и вашим односельчанам в нелегком хлеборобском, но святом деле. И здоровья крепкого!

Тамара ЯЦКЕВИЧ, «БН»

Верхнедвинский район

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter