А лучше – увидеть...

ЖУРНАЛИСТ польского журнала «Агромеханика», ученый, кандидат технических наук Варшавского аграрного университета Яцек СКУДЛЯРСКИ, который работает в вузе на факультете инженерии производства, недавно изучал механизм сервисного обслуживания сельскохозяйственной техники в нашей стране, ее работу. Он посетил несколько предприятий, беседовал с их руководителями и учеными в области агропромышленного комплекса. Корреспондент «БН» Анатолий Цыбулько поинтересовался у своего коллеги организацией аналогичной работы в Польше.

Организация сервисного обслуживания в республике: взгляд со стороны.

ЖУРНАЛИСТ польского журнала «Агромеханика», ученый, кандидат технических наук Варшавского аграрного университета Яцек СКУДЛЯРСКИ, который работает в вузе на факультете инженерии производства, недавно изучал механизм сервисного обслуживания сельскохозяйственной техники в нашей стране, ее работу. Он посетил несколько предприятий, беседовал с их руководителями и учеными в области агропромышленного комплекса. Корреспондент «БН» Анатолий Цыбулько поинтересовался у своего коллеги организацией аналогичной работы в Польше.

— Тема для меня не нова. В университете работаю с 1998 года и практически все время занимаюсь вопросами сельского хозяйства, — рассказывает Яцек Скудлярски. — Приходилось бывать на ваших выставках «Белагро», беседовать с производителями выставляемых там машин и оборудования, интересоваться их сервисным обслуживанием. На этот раз преследую две цели — научную и журналистскую, хотя они, можно сказать, между собой тесно связаны.

С некоторыми учеными вашей страны в области сельского хозяйства я уже знаком. С ними приходилось встречаться раньше на различных конференциях, других мероприятиях, обсуждая наши общие проблемы. Теперь же меня в первую очередь интересует сервисное обслуживание техники и ее использование.

В целом эта работа, на мой взгляд, в Беларуси организована на высоком уровне, с соблюдением установленных требований и нормативов. Здесь действует целая система предприятий «Белагросервиса», которые не только занимаются сервисным обслуживанием машин и оборудования, но и сами изготавливают для них некоторые запчасти, получают их также с заводов-изготовителей. Предприятия этого объединения восстанавливают различные узлы, механизмы, включая и двигатели, в чем можно было убедиться, посетив Гомельский мотороремонтный завод. Но, насколько я понял, у вас система сервисного обслуживания несколько отличается от той, что действует в Польше, где каждый производитель техники имеет свою сервисную службу.

Прежде всего он продает ее через своих дилеров сам и сам определяет, где иметь мастерские по обслуживанию машин и оборудования. Так что в первую очередь все зависит от самого производителя. При этом дилер может выполнять отдельные виды обслуживания, а для устранения наиболее сложных неисправностей привлекаются даже специалисты из-за пределов республики. Сервисные службы, конечно, заинтересованы в получении собственной прибыли, а не земледельцев. Я знаю случай, когда у одного фермера вышел из строя комбайн и он необходимую запчасть ждал целый месяц.

Сельскохозяйственных машин и оборудования белорусского производства в Польше немного. Чаще всего можно встретить тракторы МТЗ-82, некоторые другие их модели, которые широко применялись в 80-е годы прошлого столетия. Причем больше всего таких машин в восточной части Польши. В западной же фермерские хозяйства побольше при средних размерах по стране примерно 9—10 гектаров. Правда, есть у некоторых и по 300—500 гектаров. Поэтому и техника в их распоряжении более мощная. К тому же польские фермеры имеют возможность получать европейскую финансовую поддержку. В таком случае у некоторых срабатывает психологический престиж — показать соседу свое превосходство, мол, смотрите, у меня сельхозтехника мощнее и дороже.

Наши сельхозпредприятия тоже получают прямые доплаты, примерно 200 долларов в расчете на гектар. Есть и фонды, из которых средства могут выделяться на приобретение машин, модернизацию производства, внедрение передовых технологий и т. д. Но это не означает, что при желании их можно получить, нужно прежде всего соответствовать определенным, довольно высоким требованиям, предварительно подготовив соответствующие документы. Да и бюрократический механизм не всегда способствует положительному решению такого вопроса. Поэтому поддержку получают не все. Можно, например, при такой европейской поддержке купить машину, а потом получить 50 процентов цены обратно. Но эта машина, предназначенная для производства того или иного вида сельхозпродукции, должна отработать определенное время, даже если производство окажется убыточным. Иначе потом придется возвращать часть стоимости машины. И только если она взята за собственные деньги, хозяин вправе распоряжаться ею по своему усмотрению.

Что касается лизинга, который практикуется в Беларуси, то в польском сельском хозяйстве он существует в малом масштабе.

Все, что увидел и услышал, пригодится в научной работе. И, конечно же, об этом можно будет прочитать в журнале «Агромеханика».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter