А «ларчик» просто продавался

Некоторые эксперты поражены тягой небольших производителей...

Некоторые эксперты поражены тягой небольших белорусских производителей к гигантомании. Многие предприятия, невзирая на величину и возможности, мечтают о прорыве на глобальные мировые рынки, поставках в десятки стран мира, прямых контрактах с крупными транснациональными корпорациями…

Конечно, плох солдат, который не мечтает стать генералом. Шанс со временем превратиться в «коммерческого кита» океанского масштаба есть даже у самой крохотной компании. Но чтобы малек превратился в крупную рыбу «дальнего плавания» ему придется нарастить массу в родном пруду. К сожалению, изучая далекие рынки через мощные телескопы, иные директора забывают про такой исследовательский инструмент, как лупа. Нередко выгодные заказчики находятся не на других континентах, а ждут за углом. Возможно, объемы поставок и окажутся небольшими. Но когда спрос на большинство товаров везде падает, не стоит отворачиваться от возможности реализовать даже крохотную партию. Например, когда грянул кризис, в администрации Дзержинского района Минской области внимательно проанализировали ситуацию и оказалось: при творческом подходе можно увеличить сбыт продукции за счет потребностей собственного района. Такой подход, конечно, не панацея, но пережить лихие экономические времена производителям помогает.

Промышленность каждого района — это небольшой экономический организм. Ошибочно считать его примитивным. Устроен он ничуть не проще, чем глобальная мировая экономика. Только масштабы поменьше. Но в этом и заключается сложность анализа экономической эффективности на микроуровне: хобот у слона виден даже ребенку, а челюсти муравья способен разглядеть только специалист-энтомолог.

В Дзержинском районе есть несколько производств, известных всей республике: фабрика «Элиз» (на снимках), основная специализация которой — сорочки и галстуки, знаменитая птицефабрика, еще несколько предприятий более узкой направленности… Конечно, эти несколько производств — ключевые, на них приходится более половины и отчислений в районный бюджет, и объема выпуска продукции. Но «вторые 50%» не менее важны, чем первые. И обеспечивают их небольшие предприятия, которых на территории района «прописано» более тысячи. Представлено немало отраслей: пищевая, строительных материалов, деревообработка, транспортная…

Еще в начале года кризис серьезно «зацепил» легкую промышленность. Непросто пришлось и «Элиз»: упал и внутренний, и внешний спрос на их традиционную продукцию — мужские сорочки. Поползли вниз и объемы производства. Когда экономика не отличается стабильностью, рубашки для населения становятся товаром не самой первой необходимости. В конце концов, несколько месяцев можно успешно эксплуатировать старый гардероб, обходясь без обновок. А вот спрос на рабочую одежду оказался более устойчивым. И изнашиваются робы и халаты намного быстрее, и различными нормативными актами предусмотрен их предельный срок службы. Он отличается на каждом предприятии в зависимости от условий работы, но редко превышает 12 месяцев.

При ближайшем рассмотрении оказалось: в районе десятки предприятий используют специальную рабочую одежду. Один только агрокомбинат «Дзержинский» потребляет несколько тысяч комплектов. Конечно, еще вчера фабрику «Элиз» навряд ли заинтересовали бы столь небольшие по объему заказы. Но когда внешние рынки «залегли» в спячку, да и белорусский не слишком бодрствует, на первый план выходит не столько доходность, сколько возможность загрузить производственные мощности. Переключиться же швейникам с рубашек на халаты не составляет особого труда.

Косвенные выгоды есть и у потребителей рабочей одежды собственного производства. Во времена любого кризиса резко падает коммерческая культура, далеко не все компании обязательность и пунктуальность оставляют в списке деловых добродетелей. Поэтому поставщик продукции «под боком» становится более удобным для контроля соблюдения договорных обязательств.

Нашлась дополнительная работа внутри района и местному комбинату железобетонных изделий. Традиционно это дзержинское предприятие специализировалось на выпуске конструкций для мостов и путепроводов — в некотором роде уникальные строительные товары. Спрос на них у традиционных потребителей значительно упал. Но аграриям в районе железобетонные плиты необходимы для строительства различных сельхозпостроек. И комбинат частично перешел на выпуск конструкций, востребованных у местных покупателей.

Конечно, спрос на районном уровне не может стать панацеей для более-менее крупных предприятий. Но сегодня для большинства из них главное — не нарастить объемы производства, а выйти, как говорят экономисты, на «точку безубыточности».

Еще год назад некоторые аналитики предупреждали: мировой кризис ударит в первую очередь по компаниям, которые схематично организовали свой бизнес. За последнее экономически безоблачное десятилетие в коммерции настолько утвердились традиции, что практически пропало творчество. Большинство фирм развивались по стандартным алгоритмам, ни на шаг не отходя от «традиций». Впрочем, стабильные макроэкономические показатели и предсказуемая ситуация на основных товарных рынках позволяли производителям спокойно ехать по накатанной колее и не искать других дорог. Нестабильность поломала все объезженные маршруты. Некоторые ученые полагают, что немало экономических учебников, многочисленных управленческих технологий сегодня превратились в исторический материал, который, утратив актуальность, стал совершенно бесполезен при практическом использовании. Производство из банального технологического процесса превращается в творчество. И только оригинальные решения могут принести прибыль, разгрузить склады. И опыт Дзержинского района — один из примеров несколько нестандартного подхода к поддержанию производства…

На фото: на производстве.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter