А корабль плывет...

«Голливудчина» — это стиль нашего времени: чем бы ни заниматься — лишь бы «засветиться». Шоу правит нашими мозгами!..

«Голливудчина» — это стиль нашего времени: чем бы ни заниматься — лишь бы «засветиться». Шоу правит нашими мозгами!.. Чтобы не утонуть в пошлости, я хожу в филармонию, один из последних островков профессионализма и достоинства. Международный фестиваль «Белорусская музыкальная осень», который сегодня открывается в Белгосфилармонии, — это мощный «антисептик» против убожества и дилетантизма: уверена, впечатлений хватит на три зимних месяца вперед, а там, глядишь, подоспеет и «Минская музыкальная весна».


Нынешнему фестивалю планку задает Государственный симфонический оркестр им. Е.Светланова. Знатокам объяснять ничего не надо, а неофиты должны поверить на слово: один из лучших коллективов России, а в советское время первый по статусу, по положению оркестр, во главе которого стоял лучший дирижер страны — Евгений Светланов. Пережив тяжелые дрязги в 1990–х, расставание с маэстро, упадок, почти разорение (бунт и музыка несовместимы), оркестр с начала 2000–х, по сути, создан вновь его новым дирижером Марком Горинштейном и, на мой взгляд, находится сейчас в очень хорошей творческой форме. В Нью–Йорке невозможно подкупить музыкального критика. «Нью–Йорк таймс» после концерта светлановского оркестра написала, что такого совершенного исполнения Бартока (который считается, кстати, американским композитором) они еще не слышали. Потом была Великобритания, где отзывы критиков были аналогичными. Сегодня оркестр выступает в Минске — впервые за 50 лет, как со значением добавил Юрий Гильдюк, худрук Белгосфилармонии, что, в принципе, обозначает впервые в нашей жизни. Солирует (и здесь я предлагаю сделать паузу, чтобы набрать воздуха в легкие) Денис Мацуев, российский фортепианный феномен, один из самых волнующих молодых пианистов русской школы виртуозов.


Концерт белорусского симфонического оркестра под управлением маэстро Александра Анисимова будет выступать послезавтра и, несомненно, нарвется на сравнения с московскими коллегами. Но лично я не волнуюсь за соотечественников, и «домашний» патриотизм здесь ни при чем. Просто наш оркестр тоже в «самом соку». Программа, которую они представляют публике, просто фантастическая по сложности и эстетству: Рихард Штраус «Жизнь героя» и «Лирическая симфония» Александра фон Цемлинского. Кстати, сразу после фестиваля «Белорусская музыкальная осень» коллектив отбывает в Братиславу, тоже на фестиваль, где, по выражению Анисимова, собирается хорошая мировая компания оркестров. «Думаю, мы тоже блеснем», — добавил маэстро без нажима.


Хочу отметить еще несколько исполнителей, чьи выступления будет, несомненно, жаль пропустить, — лауреата международных конкурсов белорусского пианиста Александра Музыкантова, народного артиста России домриста Александра Цыганкова, органистов Пьера–Ива Флера и Игоря Фисейского, моноспектакль певицы Елены Сало. Я намеренно не называю этих известных артистов звездами, потому что они гораздо более значительные музыканты, чем те, кто сегодня присвоил своему творчеству, увы, эту уже дешевую метафору.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter