А и Б корпели на трубе

Чистильщики печей: На месте не посидишь и кофе не попьешь

Чистильщики печей — о счастливых пуговицах, арсенале спецсредств и гире в холодильнике

Человек в цилиндре, с перепачканным сажей лицом, взбирающийся на крышу дома с целым арсеналом всевозможных инструментов, — таков образ трубочиста из детских сказок. Оказывается, его можно встретить и в наши дни. Правда, сейчас их называют обыденно — чистильщиками печей и газоходов. Удивительно, но факт: профессия, зародившаяся много веков назад, до сих пор не потеряла своей актуальности. Однако печную трубу в наши дни сможет почистить далеко не каждый. Настоящих специалистов в этом деле — раз-два и обчелся.

Трубочиста ноги кормят

— Ну что, в гости к нам пожаловали? — Владимир Дерех, чистильщик печей и газоходов УП «Противопожарные работы», бодро зашел в диспетчерскую и протянул мне крохотную пуговку золотистого цвета. — Это вам на удачу (смеется. — Авт.). Наверняка слышали, что раньше формой трубочистов был черный китель с золотыми пуговицами. Считалось, дотронешься до пуговицы — и к человеку придет удача. Иные смельчаки умудрялись с корнем вырывать «драгоценные гузики» у несчастных трубочистов. Нынче форма не такая эффектная, зато удобная. Сейчас сами все увидите.

Владимир Дерех и его напарник Сергей Дулевич (на снимке) быстро облачаются в спецодежду. И собирают инструменты: канат, ерши для чистки печных труб, грузы и даже специальные «поварешки» — всего набегает килограммов десять. С трудом поднимаю снаряжение. Ух, ну и тяжесть! А Владимир и Сергей, между прочим, целый день таскают его за собой.

— Нас ноги кормят, — шутят работники. — Зарплата зависит от того, сколько объектов успеем обслужить. Проверяем ведь не только дымоходы, но и вентиляционные каналы, шахты.

И физики, и химики, и альпинисты

Отправляемся на первую заявку.

— Затопила печь, а весь дым пошел в помещение, — хозяйка чуть не плачет.

— Все починим, — приободряет ее Владимир Дерех.

Владимиру Якимовичу 63 года, но по крышам он лазает лучше любого подростка. Что поделаешь — профессия обязывает.

Владимир и Сергей аккуратно взбираются на крышу, лестница подозрительно скрипит под их ногами. Минута — и они уже наверху.

— Без хорошей физической подготовки и отменного здоровья здесь делать нечего, — кричит мне Владимир Якимович. — Отсутствие акрофобии (боязни высоты) — обязательное условие. Ведь при проверке вентиляционных шахт приходится взбираться на многоэтажные дома. Поэтому постоянно проходим медицинскую комиссию на профпригодность.

Кстати, до середины XX века чистка дымоходов во всем мире считалась едва ли не самым опасным занятием. Более того, кандидатам в трубочисты устраивали проверку на клаустрофобию, заставляя залезать в «испытательную» трубу и чистить ее скребком или щеткой. Кто-то застревал, кто-то падал, кто-то ломал руки-ноги.

— Чтобы почистить печь, надо понимать, как она работает, — замечает Владимир Якимович. — Поэтому мы и физики, и химики, и альпинисты в одном лице. Иногда на крыше приходится пару часов находиться, монотонно то поднимая, то опуская канат с грузом в печную трубу. Шутка ли, нужно вытащить несколько ведер сажи. Руки начинают дрожать, пальцы не слушаются, тело деревенеет.

— Рассказывают, что некоторые трубочисты умудряются в трубах даже золото с бриллиантами находить. А вы что-нибудь ценное находили? — интересуюсь у специалиста.

— Ой, не знаю, не знаю. Птиц, кошек, гнезда и кирпичи вытаскивал, а вот клад за 37 лет работы так ни разу и не нашел (смеется).

Психология навынос

В Минске домов с печным отоплением сейчас мало, поэтому основная задача Владимира и Сергея — обслуживание дымоходов от газового оборудования, то есть котлов и колонок, проверка вентиляционных каналов в домах и квартирах. В горячий сезон (август—ноябрь) приходится по сорок квартир в день обслуживать.

— Без коммуникативных навыков в нашей работе не обойтись, — утверждают мои собеседники. — Казалось бы, пришел, проверил — и делов-то. Но не тут-то было! Один человек судьбу начинает рассказывать, второй проблемами делится. Женщины любят на нерадивых супругов пожаловаться. Хотя далеко не все принимают нас с распростертыми объятиями. Могут и на порог не пустить. Мы относимся к этому философски. Вон коллеги из Германии штудируют 200-страничный учебник по коммуникации, дабы справляться с внештатными ситуациями. Мы, признаемся, Карнеги не изучаем, но здесь хочешь не хочешь, а базовыми навыками психологии овладеешь.

Хождение по крышам

Прочистить вентиляционный канал — дело не из легких. Хотя профессионал может устранить засор практически вслепую.

— Пока его разобьешь, так всю физику с математикой вспомнишь, — рассказывает Владимир Дерех. — Это не то, что перед вами кирпичная стена и ее нужно разбить. Ты не знаешь, где точно произошел завал. Просчитываешь все, вычисляешь. Благо сейчас есть видеоинспекционная камера. Опускаешь ее в вентиляционный канал и начинаешь исследовать «окрестности». Это похоже на работу хирурга, когда врач во время операции с помощью спецприборов изучает органы человека и таким образом находит болевую точку. Поэтому в наши дни чистильщикам дымоходов и газоходов намного проще. Ерши, штативы, пылесосы, видеоинспекторы, анемометры — целый арсенал всяких приспособлений… Процесс максимально автоматизирован.

Для Владимира Якимовича и Сергея Ивановича день прошел неудачно, признаются они, если так и не получилось устранить завал. В этом случае приходится пробивать стену. После такой работы майку можно выжимать. Тяжело, не то слово.

Черный дресс-код

— Конечно, при нашей профессии под галстуком и в белой рубашке не походишь, — рассказывают напарники. — При длительном использовании жилых домов вентиляционные каналы забиваются паутиной, пылью и мусором. Пока пробьешь все это «великолепие», замараешься по самые брови. Бывает, что после смены в зеркало страшно взглянуть. Не зря ведь говорят: черный, как трубочист.

В горячий сезон чистильщики печей и газоходов в среднем зарабатывают пять миллионов рублей, при высокой нагрузке — до десяти.

— Но на месте тут не посидишь и кофе не попьешь, — сразу предупреждают. — Километров десять за день легко нарежешь, пока все заявки обслужишь. Причем треть этого расстояния — по крышам.

Как и в любом деле, здесь без курьезов тоже не обходится.

— Некоторые жильцы выламывают фрагменты вентиляционной шахты и ставят туда холодильник, — рассказывает Сергей Иванович. — А этого категорически нельзя делать. Как-то один наш сотрудник устранял завал и попал в холодильник. Можете представить себе картину: открывает хозяин дверцу, а у него среди продуктов груз лежит. Возмущался, помню, он крепко, но это же не наша вина. Однако это скорее исключение, чем правило. В основном мы приносим в дома радость, устраняя проблемы. 

-----------------------------------------

Это любопытно

История белорусских трубочистов берет свое начало в 1898 году. Тогда при Минском вольном пожарном обществе была образована команда трубочистов, которая за определенную плату производила работы по очистке труб и дымоходов в частных домовладениях и госучреждениях.

В 1912 году на международном конгрессе в Санкт-Петербурге Минскому вольному пожарному обществу вручили диплом «За образцовую постановку трубочистного дела в городе». Пример и опыт минских трубочистов стали основой для открытия подобных артелей во многих городах. Существовали такие команды вплоть до 1937 года. Хотя и после газификации столицы и других городов страны трубочисты не исчезли.

------------------------------------------

Фото: Александр ТОЛОЧКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter