А главное — соответствовать духу закона

Большой резонанс вызвало интервью заместителя Генерального прокурора Николая Куприянова «Чем коварен формальный подход», опубликованное в «Р» 24 января

Большой резонанс вызвало интервью заместителя Генерального прокурора Николая Куприянова «Чем коварен формальный подход», опубликованное в «Р» 24 января. Читатели не только обсуждали приведенные в нем примеры, но и задавали новые вопросы. Идя навстречу их пожеланиям, редакция  решила еще раз расспросить собеседника о том, как выполняется Директива Президента №2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата».

— В предыдущем интервью вы, Николай Михайлович, вели речь о планируемых прокурорских проверках министерств и ведомств. Читатели интересуются, какие проверки будут проведены в первую очередь? 

— В ближайшее время начинаем проверку в областных больницах и других учреждениях здравоохранения областного уровня. Основное внимание уделим разрешению обращений и жалоб граждан по поводу несвоевременной и некачественной медицинской помощи. Поводом для такой проверки стали конкретные нарекания людей. В частности, недавно на заседании коллегии Администрации Президента приводился такой пример. В Витебской областной стоматологической поликлинике, чтобы получить заветный талончик, люди вынуждены с половины шестого утра занимать очередь в регистратуру. Неужто нельзя сделать запись предварительную, в том числе и по телефону?.. 

— Еще одна проблемная  сфера, вызывающая поток жалоб, — жилищно-коммунальное хозяйство. Читатели об этом нам сигнализируют постоянно. 

— Именно по этой причине в начале 2006 года в 162 организациях системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства прокуратура с участием специалистов провела надзорные проверки.  Было внесено 135 актов прокурорского реагирования, возбуждено 16 уголовных дел, в отношении 38 виновных должностных лиц поставлен вопрос о привлечении их к дисциплинарной и административной ответственности. Генеральный прокурор внес министру жилищно-коммунального хозяйства представление об устранении нарушений законодательства при производстве ремонтно-строительных работ и рассмотрении обращений граждан. Приказом министра за допущенные недостатки и нарушения привлечены к ответственности руководители шести республиканских унитарных предприятий. А всего по предприятиям системы Минжилкомхоза к дисциплинарной ответственности привлечено около 500 работников. 

С тех пор прошел почти год, но деятельность данного министерства и его подразделений по-прежнему остается в поле зрения прокуратуры. В феврале мы проведем проверки соблюдения законодательства при начислении и взыскании с граждан коммунальных платежей. Ранее нами были установлены факты, когда ЖЭСы вместо того, чтобы взыскать деньги с неплательщиков, «раскладывали» недостающую сумму на добросовестных плательщиков. Проверим, насколько искоренена эта порочная практика. 

— Видимо, это министерство возглавляет черный список нарушителей законности… 

— Конечно, недостатков и нарушений в этой сфере достаточно. Но давайте будем объективны. Есть и изменения к лучшему, произошедшие в ЖЭСах за несколько последних лет. Да и в целом государственными органами на местах по заявительному принципу одного окна сделано очень многое. 

Кстати, порой  та же сфера обслуживания оказывает внимание своим клиентам с лихвой. Накануне Нового года я  заметил, что продовольственные и промтоварные магазины работали до 22, а то и 23 часов. Продавцы скучали в ожидании редких покупателей. А в той же Чехии, кстати, если вы не купили хлеб в субботу до 15 часов, то будете обедать без него. К чему я веду? Наши граждане иной раз должны и подстраиваться к тем условиях, в которых     работают государственные органы, сфера обслуживания. Надо считать, насколько эффективна работа торговых предприятий до 23 часов. Ведь они несут дополнительные затраты на зарплату, электроэнергию и т.д. Во всем должен быть разумный, взвешенный, а не механический подход, с учетом специфики обращений граждан, нагрузки и других моментов. Та  же регистратура стоматологической поликлиники, быть может, должна работать чуть ли не круглосуточно, а в других случаях, если нет на то нужды, специалисту нечего дежурить поздно вечером. 

— Какова цель надзорной деятельности органов прокуратуры в процессе внедрения упоминавшегося вами заявительного принципа одного окна? 

— Выдача гражданину справки, подтверждающей его имущественные или социальные права, – это лишь начальный этап в длинной череде административных процедур.  Достижение конкретного результата является целью надзорной деятельности органов Прокуратуры Беларуси всякий раз, когда речь идет о защите прав граждан нашей страны. Этим вопросам мы постоянно уделяем самое пристальное внимание. 

— В Директиве Президента №2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» рекомендуется пересмотреть режим работы структурных подразделений и должностных лиц государственных органов, расширить практику использования телефонных «горячих линий», регулярного проведения выездных приемов граждан, встреч с населением по месту жительства и в коллективах. Читатели интересуются, что делается в этом направлении органами прокуратуры? 

— В основном каждый прокурор района и города доступен для граждан. На местах используются различные формы работы, накоплено в этом направлении немало интересного и полезного опыта. Но изредка встречаются и отрицательные примеры. 

Недавно на Гродненщине проходило выездное заседание коллегии республиканской прокуратуры. Прокурор одного из районов Гродненской области (я не буду называть фамилию этого и так пострадавшего человека) был освобожден от занимаемой должности за  уклонение от приема граждан. За год он принял всего восемь человек, в то время как его подчиненные — более 200 посетителей. 

К сожалению, не все возникающие вопросы находят свое разрешение на местах. Иногда человеку, который ходит по различным инстанциям, надо просто разъяснить ситуацию, направить его усилия в правовое русло. Мы  пошли навстречу таким людям и в настоящее время работаем над тем, чтобы на сайте республиканской прокуратуры (www.prokuratura. gov.by), который мы открыли в минувшем году, граждане могли задавать вопросы и получать на них ответы. 

В основном нашем звене – районном – практикуется прием посетителей в субботние дни. В республиканской прокуратуре в субботу и воскресенье дежурит один из начальников отдела. Начиная с февраля сего года изменен график работы отдела по приему граждан республиканской прокуратурой. Попасть на прием можно будет с 8 до 20 часов. 

— К вам приходят очень разные люди. Кто-то из них порой и не прав, но во что бы то ни стало пытается доказать обратное… 

— Действительно, среди посетителей есть определенная категория людей, которых  называют сутяжниками. На поводу у них прокуратура идти не будет, сколько бы раз они к нам ни приходили. 

Приведу один наглядный пример. Вот уже семнадцать лет к нам в прокуратуру ходит один очень настойчивый заявитель. В свое время его уволили с работы по статье ранее действующего КзоТа в связи с достижением пенсионного возраста. Был в старом законодательстве такой пункт. Человек никак не хочет понять, что его никто не может восстановить на работе по прошествии более полутора десятков лет. Тем более что уволен он был правильно, в соответствии с действовавшим тогда законодательством. 

Но в тех случаях, когда человек прав, когда добивается того, что ему положено, вопрос решается положительно. Недавно мы в республиканской прокуратуре проводили совещание по вопросам такого рода. Сориентировали сотрудников так: если можно без нарушения закона удовлетворить требования человека, то надо идти ему навстречу. Если нарушается закон, ущемляются права других людей, то, естественно, заявитель получит отрицательный ответ. 

И еще один ориентир мы дали своим сотрудникам: если есть возможность наказывать человека не по максимальной шкале, то нужно идти на это. Возьмем того же частного таксиста, о котором я рассказывал в первом интервью. Если бы мы не прислушались к его претензиям, он всю оставшуюся жизнь был бы обижен на власть. К сожалению, есть еще много фактов, когда к людям, попавшим в схожую ситуацию, правоохранительные и судебные органы подходят формально и те несут чрезмерно жесткое наказание. 

Конечно, мы должны руководствоваться буквой закона. Но еще важнее соответствовать его духу. В полной мере это относится и к Директиве Президента «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter