А если по-человечески?

Почему иногда лучше не следовать букве инструкции

Почему иногда лучше не следовать букве инструкции

...Жительницу городского поселка Круглое вдову ветерана Великой Отечественной войны 80-летнюю Веру Макаровну Маркевич в последнее время на зиму забирает к себе в Подмосковье дочь. Оставлять старую и не отличающуюся крепким здоровьем женщину далеко от себя тревожно, лучше холодную пору проживать вместе. Но как бы ни было комфортно в городской квартире, как только запахнет весной, тянет старуху к родимому дому. И тогда дочь Тамара везет мать обратно. А связь между ними поддерживается по телефону, который уже четверть века установлен в доме Веры Макаровны. Наученные опытом прошлых лет, абонентскую плату за телефон Маркевичи вносили вперед на весь период предполагаемого отсутствия Веры Макаровны. Только нынче получилось иначе: в гостях пожилая женщина приболела. Поэтому и не вернулась к ранее намеченному сроку. И в связи с этим образовалась задолженность по абонплате за телефон в сумме 5 тысяч рублей. Дочь, приехав на родину одна, сразу же ее погасила и дополнительно внесла на счет районного узла электросвязи предоплату в 20 тысяч рублей. Против этого платежа никто не возразил. Было это в начале минувшего февраля. Хозяйка же в круглянский дом смогла вернуться лишь в середине июня. И опять же дочь внесла предоплату за телефон в сумме 20 тысяч рублей. Ее тоже охотно взяли. Но когда включили телефонный аппарат в сеть, то оказалось, что связи нет. Поскольку абонент, т.е. Вера Макаровна, была отключена от телефонной сети еще в январе за задолженность по абон- плате. По поводу же дважды принятой после отключения предоплаты (ее набралось 40 тысяч рублей) в узле электронной связи сказали, что могут вернуть ее по первому требованию. А чтобы сейчас старушке подключили телефон, надо внести 60 тысяч рублей за эту процедуру, но, главное, встать в общую очередь ждущих телефонизации. Таких набирается человек 200. Так что когда в доме Маркевич вновь заговорит телефон, точно сказать трудно. Юридическую правомерность действий администрации районного узла электрической связи подтверждает ведомственная инструкция, регламентирующая порядок предоставления услуг связи. По ней к злостным неплательщикам причисляются абоненты, задолжавшие абонплату за месяц. Так что тут не подкопаешься. И отключить телефон Веры Макаровны связисты имели право. Более того, автоматика (современная машина) передала прямо в областной филиал РУП “Белтелеком” список задолжников, а оттуда пришла команда: “Отключить!”. Позиция директора этого филиала Александра Лисова однозначная: все сделано правильно, согласно инструкции. Более того, Александр Михайлович добавил, что если бы начальник Круглянского районного узла электрической связи Михаил Кадников этого не сделал, то из его зарплаты была бы вычтена сумма задолженности — за простой оборудования. Ну, во-первых, от вычета 5 тысяч рублей Кадников не шибко пострадал бы. А во-вторых, один трехминутный звонок Веры Макаровны Маркевич дочери в Подмосковье в несколько раз перекрыл бы эти издержки от простоя оборудования. Так что еще абсолютно неизвестно, выиграли связисты от отключения или проиграли. Хотя и не в этом суть. Как-то все просто получилось: машина выдала — человек исполнил. И думать не надо. Хотя бы о том, что старую женщину, которая с трудом передвигается, оставили без связи с родными, живущими вдалеке, лишив и их возможности по телефону осведомиться о здоровье дорогого человека. И из-за чего? Из-за пяти тысяч рублей задолженности на основании строчки инструкции. А вдруг срочно понадобится медицинская помощь? К соседям не побежишь: “прыти” не хватит. О беспомощном положении никого не известишь. Остается одно: надеяться на то, что кто-то заглянет и поможет. С другой стороны, в тревоге и дочь. Работай телефон — позвонила бы, осведомилась. Но нет такой возможности. Сработала инструкция. А кому от этого польза? Уж точно не Вере Макаровне и ее дочери. Да и связисты никаких дивидендов не получили. Только заставили старого человека переживать из-за бездушности, черствости, бюрократизма. В этой связи вспоминается еще одна история. Громом средь ясного неба для 79-летней старухи явилась повестка из прокуратуры, в которой предписывалось “явиться... иметь при себе...”. А в случае неявки (бланк-то единой формы) — привод с милицией. Представьте состояние старой женщины, практически никогда не имевшей ни малейшего конфликта с законом, после получения такого “документа”. По его прочтении могло случиться все что угодно: и инфаркт, и инсульт и еще множество серьезных болезней. Конечно, в итоге оказалось, что причина такого строгого вызова выеденного яйца не стоила. Но молодого юриста третьего класса с менее чем годичным стажем работы абсолютно не заинтересовало, кому она отправляет такую грозную повестку: злостному нарушителю законности или старушке — божьему одуванчику. Как позже объяснила начинающая правовед, перед законом все равны, а она не обязана заниматься наведением подобных справок. Не обязана по инструкции. Вот так все легко и просто объясняется. Хотя помните, у Райкина: “В принципе ты прав, а по существу глубоко ошибаешься”. Да, у каждого есть должностные инструкции, очерчивающие круг профессиональных обязанностей. Да, в каждой организации, учреждении масса иных регламентирующих документов, именуемых подзаконными актами. И можно поступить и так, и по-иному. А если по-человечески? С учетом не только той информации, которую выдала бездушная, хотя и умная машина. Ведь ту же Веру Макаровну Маркевич в небольшом Круглом все, в том числе и связисты, хорошо знают. И молодая работница прокуратуры несколькими нажатиями клавиши компьютера могла установить, кому она посылает такую повестку. И просто позвонить по телефону, пригласить старушку заглянуть для беседы. Скольких негативных моментов удалось бы избежать и чиновникам, и простым людям. И все испытали бы положительные эмоции: чувство хорошо исполненных служебных обязанностей одни и искреннюю благодарность за понимание и отзывчивость другие.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter