А чем свое плохо?

Почему из года в год растут объемы импортных закупок?

Специалисты КГК пытаются разобраться, почему из года в год растут объемы импортных закупок

Одними только зубочистками да утюгами баланс внешней торговли не испортишь, все чаще соглашаются специалисты. И уже не называют потребительский импорт главным виновником валютных проблем. Более того, даже такая весомая строка, как «энергетические товары», еще не уводит статистику в минус. «Да, в нашей товарной структуре около 73 % — промежуточный импорт, — констатировал председатель КГК Александр Якобсон на заседании коллегии ведомства. — Половина этого объема — энергетика, но и без нее отрицательное сальдо по товарам по первому кварталу составило 650 млн. долларов».

Что уж говорить, если даже свободные экономические зоны по итогам полугодия сработали в минус и утяжелили отрицательное сальдо на 600 млн. долларов. В некотором смысле ситуация абсурдная, если учитывать, что они создавались как экспортно-ориентированные «островки» экономики. Обнадеживающие тенденции, которые проявились во внешней торговле в последние месяцы, в значительной мере следствие валютного голода. А вот как переломить негативный тренд и привить белорусским субъектам хозяйствования если не любовь, то хотя бы крепкую симпатию к отечественным товарам — совсем другой вопрос. Уже не первый год контролеры выявляют множество фактов непатриотичного поведения, но никакие меры порицания и наказания не помогают: как ввозили заграничные материалы и комплектующие, так и продолжают ввозить. Правда, в Минэкономики отмечают, что в последние месяцы сальдо внешнеторгового баланса по промежуточным товарам несколько улучшилось, но есть ли к тому иные предпосылки, кроме проблем на валютном рынке?..

К сожалению, нередки случаи, когда толчком к увеличению закупок за рубежом становится организация импортозамещающих производств. Например, в ОАО «Витязь» освоили выпуск медицинского стерилизатора, который оказался в 7 раз дороже российского аналога. Причем удельный вес импортной составляющей в производстве — 99,7 %. В результате отрицательное сальдо по этой группе товаров в 2010 году не только не снизилось, но и увеличилось. Почти курьезной выглядит и ситуация с производством в республике картофельного крахмала. Казалось бы, тут уж должно быть все в порядке, по меньшей мере с сырьевой базой. Однако уже после закупки и ввода в эксплуатацию импортного оборудования выяснилось, что в Беларуси картофеля необходимой крахмалистости выращивается очень мало. В результате мощности белорусских предприятий в прошлом году были загружены только на 42 %, а импорт крахмала увеличился почти вдвое. «Как бы нам не пришлось те предприятия, которые строились в рамках программ по импортозамещению, сегодня всей страной спасать, чтобы они работали хотя бы без убытков», — заметил по этому поводу заместитель премьер-министра Сергей Румас.

Дело, конечно, не в самой идее выпуска продукции, которая заменит зарубежные аналоги: при правильном расчете она может иметь хороший коммерческий эффект. Настоящий хозяйственник при организации нового проекта всегда сядет и просчитает все риски и выгоды. Как, например, в случае с организацией цеха горячего цинкования на Речицком метизном заводе (РМЗ). Надо заметить, что этот проект ни в каких программах не был прописан, просто руководство предприятия усмотрело в его реализации хорошие перспективы: здесь уже действовала небольшая линия, которая давала высокую рентабельность, но не позволяла цинковать крупногабаритные изделия и конструкции. А спрос на внутреннем рынке на эти услуги очень высокий. Примечательно, что с итальянской компанией — поставщиком оборудования, кроме ОАО «РМЗ», в тот же день подписало контракт еще одно белорусское предприятие, но там проект пока не реализован, в то время как цех в Речице работает уже несколько месяцев. И тут роль пресловутого человеческого фактора налицо.

Кстати, председатель КГК Александр Якобсон считает, что причины отрицательного сальдо в том, что «кадры просто не обременены этой проблемой, они ею не прониклись». И в эту группу попадают не только директора предприятий, но и руководители отраслевых министерств и концернов, которые не могут скоординировать свои действия. Так, ОАО «Гродненский механический завод» под нужды Минстройархитектуры организовало производство полуприцепов-цистерн для перевозки цемента, однако строительные предприятия изменили свои требования к техническим характеристикам и стали закупать аналогичную продукцию в Украине. И таких примеров немало.

Впрочем, даже прибыльно работающие предприятия далеко не всегда могут обеспечить низкую импортоемкость своей продукции, а по многим товарным позициям ее уровень просто зашкаливает. Так, опросы белорусских потребителей показывают, что их не устраивает модельный ряд тех же электроутюгов отечественного производства — никак они не могут «дотянуться» до зарубежных аналогов. Между тем в стоимости утюгов — 81 % импортной составляющей. Так есть ли смысл претендовать на лидерство в этом сегменте? Немало валюты уходит на выпуск часов (импортоемкость — 79 %), велосипедов (51 %), стиральных машин (48 %), телевизоров (36 %). «В целом по Минпрому этот показатель по итогам полугодия снизился с 32,7 % до 31,7 %», — заметил во время заседания первый заместитель министра промышленности Иван Демидович. Отвечая на вопрос о дальнейших планах министерства по выравниванию внешнеторгового баланса, представитель ведомства заверил собравшихся, что доведенное положительное сальдо в размере 2,85 млрд. долларов будет достигнуто.

Однако выполнение подобных обещаний для министерств и ведомств, похоже, не представляет особого труда. Как выяснили специалисты КГК, в общем объеме закупок за рубежом изрядную долю занимает так называемый скрытый импорт. Предприятия республиканского подчинения, чтобы не портить показатели, просто закупают необходимый импортный товар на внутреннем рынке у фирм-поставщиков. При этом объемы скрытого импорта растут: если в 2009 году он составил около 7 млрд. долларов (50 % всех поставок из-за рубежа), то в 2010 году исчислялся суммой 10 млрд. долларов (66 %). Доля закупаемых на внутреннем рынке импортных товаров колеблется от 26 % по концерну «Беллегпром» до 73 % по Министерству архитектуры и строительства.

Однако суть заседания коллегии КГК сводилась не к тому, чтобы найти и наказать виновных. «Не дело министров и вице-премьеров раздавать поручения по выпуску зубочисток или топорищ», — заявил в конце обсуждения Сергей Румас. И предложил вместе подумать, почему те же топорища в Польше производить выгоднее даже с учетом расходов при ввозе их на наш рынок. Такая совместная работа контрольного ведомства, правительства, министерств и концернов, исполнительных комитетов и отдельных предприятий, видимо, будет проведена. Сегодня остро назрела необходимость устранить системные ошибки, которые делают импорт столь привлекательным, а отечественный продукт — неконкурентоспособным.

На снимке: цех горячего цинкования на Речицком метизном заводе построен в кратчайшие сроки, и сегодня вложенные инвестиции приносят отдачу.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter