А была хорошая модель...

Чтобы решить финансовые проблемы комплекса, по распоряжению Президента 4 февраля создана межведомственная рабочая группа под руководством Премьер-министра Беларуси.

РЕЗУЛЬТАТЫ экономики белорусского АПК 2013 года неутешительны.

Чтобы решить финансовые проблемы комплекса, по распоряжению Президента 4 февраля создана межведомственная рабочая группа под руководством Премьер-министра Беларуси.

Как повысить ответственность кадров по управлению капиталом, вложенным государством?

Высокому уровню развития производительных сил должна соответствовать определенная ступень производственных отношений. Речь идет о разработке и формировании таких организационно-правовых форм хозяйствования, где мотивация и ответственность за конечные результаты деятельности дополняют друг друга. Это теоретическое положение развития экономических систем нами апробировано на практике. Были созданы локальные кластерные структуры (холдинги) в Брестской и Гомельской областях. В Ивановском районе в 2000 году — частное унитарное предприятие «Молодово-Агро». В Чечерском — с 2003 по 2007 год действовало открытое акционерное общество «Чечерск-Агро». Каков же анализ эффективности этих сельскохозяйственных организаций?

…В 1999-м в регионах начали искать новые организационно-правовые формы хозяйствования. Тогда созданием новой экономической модели сельхозорганизации занималась рабочая группа, созданная по поручению Президента Беларуси, куда входит и автор этих строк. На селе в трудовых коллективах и в администрациях районов проводились информационные собрания. За консультативной помощью к рабочей группе обратился председатель колхоза «Молодово» Ивановского района Степан Халько.

Экономическое положение хозяйства было весьма сложным. Председатель, которого только назначили в качестве руководителя в колхоз, сетовал: «При приеме колхоза осенью не поднято ни одного гектара зяби. 2—3 работающих трактора. Отсутствовало всякое желание у колхозников к работе». Мы предложили руководителю принципиально новую модель хозяйствования, адекватную менталитету нашей нации и вызовам времени. Сущность ее — в смене земельных и трудовых отношений. То есть земля была отдана организации в аренду на 99 лет, а основные средства производства предоставлены коллективу в пользование.

Модель воедино свела решение трехкомпонентной задачи. Во-первых, управления: эта функция передана от государственных органов непосредственно субъекту хозяйствования. Решался вопрос организационной структуры (формирования холдингов) и кадровой политики (управляющих-предпринимателей). Результат? За 13 лет создано высокотехнологичное, модернизированное, самофинансируемое предпринимательское производство без долгов государству. Рентабельность продаж составила в 2013 году 22,92 процента (2012 год — 31,7 проц.). На одного работающего произведено 41,3 тысячи долларов США, средняя заработная плата на человека в месяц — 5,8 миллионов белорусских рублей.

Аналогичные темпы развития получены нами и при создании по данной модели открытого акционерного общества в Чечерском районе. Этот регион Гомельской области — дотационный. Большая часть территории бывших колхозов — земли с плодородием от 16 до 25 баллов. Часть из них заражена радионуклидами. В то время все сельхозорганизации района, кроме колхоза «Отор», были убыточными. Задолженность по кредитам — более 320 миллионов рублей. Заработная плата на человека в месяц — 60—80 тысяч.

Положительный результат создания ОАО «Чечерск-Агро» появился уже в первые полгода. Мы разработали и внедрили новый механизм повышенной мотивации труда — заработная плата увеличилась в 5—8 раз. Причем не только за счет высоких темпов роста производства (при низких пороговых значениях в 14—25 процентов), но и благодаря прямым поставкам молока в приграничные районы Брянской области. Там цены на продукцию были в 1,5—2 раза выше, чем на Рогачевском и Гомельском молочных заводах, куда ОАО «Чечерск-Агро» поставляло продукцию до реформирования.

К сожалению, такая модель хозяйствования в Чечерском районе просуществовала да начала 2008   года. Приостановилась ввиду   реорганизации    частных унитарных предприятий в коммунальные сельскохозяйственные унитарные предприятия (КСУПы). Сейчас результаты не радуют. Оборотных средств в хозяйствах, кроме ОАО «Отор», практически нет. Заработная плата кредитуется. Растет задолженность сельскохозяйственных организаций. В очень сложной экономической ситуации находятся коммунальные унитарные предприятия (КУПы).

Эффективность ранее созданных кластерных структур, апробированных на Чечерщине в 2003—2007 годах, положительно оценила и администрация района, и бывшие руководители частных унитарных сельскохозяйственных организаций. Но психология мышления местных управленцев беспокоит: те уповают на значительную государственную финансовую помощь без осознания адекватной ответственности за результаты хозяйствования. Думается, характерно такое отношение и для местных органов исполнительной власти в регионах республики. Почему? Почти век все показатели устанавливались сверху. Задача хозяйствующих органов сводилась к тому, чтобы выполнять заданные показатели при соответствующей поддержке государства. Получается, что сегодня АПК несет непосильную ношу накопленных долгов при низкой эффективности работы сельхозорганизаций…

Естественно, данная оценка не может быть обобщающей. Часть предприятий воспользовалась огромной помощью государства: они сумели создать эффективные производства в разных организационных формах хозяйствования.

Петр ИВАНЦОВ, доктор экономических наук, профессор

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter