Источник: Знамя юности
Знамя юности

Какими событиями вошла в белорусскую историю дата 25 марта 1918 года?

А был ли праздник?

Так уж повелось, что наших «змагароў» хлебом не корми, а дай повод собраться и выйти на улицы побузить. Вот и накануне так называемого дня воли деструктивные телеграм-каналы стали распространять призывы к участию в несанкционированных митингах и шествиях. Тем, кто решит присоединиться, категорически не советуем этого делать. Хотя бы потому, что повод притянут за уши, обычный мыльный пузырь, как и все, что декларируют оппозиционные силы. Однако давайте разберемся, какие исторические события стоят за этим псевдопраздником.

Вадим ЕЛФИМОВ, политолог, кандидат исторических наук, доцент кафедры периодической печати и  веб-журналистики Белорусского государственного университета

Какими событиями вошла в историю Беларуси дата 25 марта 1918 года?

Для нас, живущих в эпоху фейк-ньюз, события, происходящие в тот день, очень даже легко представить. Вот факты без налета эмоций. 25 марта 1918 года белорусская земля находилась под немецкой оккупацией. В этот день никто из «нацыянальна свядомых» не воевал с оккупантами, не требовал убрать «немецкий сапог со священной белорусской земли», а совсем наоборот: они хотели узаконить иностранную оккупацию под видом Белорусской Народной Республики. Группа интеллигентов и царских офицеров (всего около тысячи человек) провозгласила создание БНР. Событие это, надо сказать, осталось практически незамеченным в стране, которая уже второй год была охвачена митингами. Как «отцы-фундаторы» собирались создавать государство на оккупированной территории? Сей вопрос ответа не имеет. Куда интереснее то, почему немцы, да еще под руководством кайзера, вдруг проявили демократичность и не арестовали никого из учредителей? В любом случае БНР осталась лишь на бумаге, которая, как известно, все стерпит.

Почему немецкие оккупанты оказались столь «милосердны»?

Чем отличаются патриотизм от национализма? Патриот любит свой народ, а националист ненавидит другие. Величие белорусского народа в том, что у него никогда не было недостатка в патриотах, да и ксенофобы в его рядах почти не рождались. И вдруг в 1917 году появились и сепаратисты, и русофобы… Откуда? Дело в том, что 9 декабря 1917-го в Бресте начинаются мирные переговоры. У Советской России, хоть она и контролирует Беларусь, нет сил защищать ни ее, ни Украину от регулярной кайзеровской армии. Позицию Ленина передает генералу Гофману Троцкий: никаких территориальных захватов и контрибуций, вывод оккупационных войск и гаран­тии самоопределения народов, в том числе белорусского, путем референдумов. Что может быть демо­кратичнее? И как может публично возразить Гофман или Кюльман? Только так: а вы, большевики, не вправе говорить от имени Украины и Белоруссии, там уже есть «самостийные державы», названные, как под копирку, УНР и БНР.

5 декабря в Минске в срочном порядке собирают 1-й Всебелорусский съезд, на котором решено образовать Бело­русскую Республику, правда, в составе России. Главная же задача съезда – выделить полномочную делегацию для переговоров, что и было сделано. Делегация тут же отправилась в Брест. Однако пока она ехала, обста­новка резко переменилась, и представителей БНР в генеральский вагончик те же немцы просто не пустили.

И что переменилось?

Прибывшая ранее делегация УНР заявила аппетиты на белорусские земли. И необходимость в БНР как отдельном формировании просто отпала. Немцы выкинули белорусов из переговоров, чтобы не запутывать и без того сложную комбинацию. В общем, БНР в планах немцев просуществовала всего одну ночь, пока ее делегация ехал­а в Брест. Но с упрямством, достойным лучшего применения, учредители БНР продолжали искать покровительства у Берлина. Очевидно, потому что боялись мести большевиков. Националисты встречали немцев в Минске хлебом-солью, провозглашали Белорусскую Народную Республику и даже написали кайзеру петицию с благо­дарностью «за освобождение от российской оккупации». За что же их было арестовывать? За верноподдан­ничество, граничащее с глупостью.

Правда ли, что традиция празднования годовщины 25 марта продолжилась и во время Великой Отечественной войны при поддержке немецких оккупантов?

К сожалению, правда. Среди генералов вермахта было немало тех, кто побывал в Беларуси в 1918 году, поэтому логично, что у них вновь появилась идея о пятой колонне. И хотя еще в 1925-м в Берлине правительство БНР объявило о самороспуске, во время оккупации в Великую Отечественную войну проект решили восстановить. И вместо борьбы за свободу страны и народа националисты, как обычно, проявили исключительный коллаборационизм. В то время как на территории Беларуси действовало 260 лагерей смерти и более 200 гетто, когда треть белорусов были убиты, замучены, сожжены (причем не только немецкими фашистами, но и бандами украинских и польских националистов), а каждый второй белорусский мужчина в возрасте от 10 до 70 лет партизанил, мстя палачам и приближая Победу, эти отщепенцы нашли повод для радости и празднования с песнями и плясками. Санкционировал праздничные мероприятия лично кровавый гауляйтер округа Белоруссия Вильгельм Кубе. Тот самый, часы для которого подпольщики остановили в полночь с помощью динамита. Вот чем отличаются патриоты от националистов.

Откуда пошло название – день воли?

Придумали его спустя 72 года журналисты. На волне развала СССР потребовался миф о «советской оккупации» и «рабстве» белорусов, которых якобы нужно освобождать. Ничего лучше пустой бумажки 1918 года не нашлось, ведь БНР существовала только документально, а немцы прихлопнули болтовню про самоопределение, запретив, в конце концов, собираться сторонникам БНР на свои посиделки.

Почему эта дата имеет особенное значение для представителей белорусской оппозиции?

Вероятно, потому, что некоторых история ничему не учит. Годовщину основания БНР никогда не отмечали в Минске, за исключением периода фашистской оккупации и первых постперестроечных лет. В 1919 году «чествование» перекочевало в Гродно, а оттуда в Вильнюс, где в 1926-м и заглохло.

В чем смысл митингов и шествий, которые протестно настроенные граждане устраивают на очередную годовщину 25 марта?

Большинство из них просто не знают об истинном смысле того, в чем участвуют. Не знают потому, что на протяжении 30 лет в инфополе раскручивается миф о БНР, а правда стыдливо умалчивается. С этим выросло уже второе поколение, и теперь для молодежи тоже хотят подтесать реальность под старую выдумку. Так сказать, совместить файлы. Это не протест вовсе, а обычные пиар-технологии. И призыв, как всегда, уйти на Запад. Многи­е из «змагароў» думают, что приближают новый день, а на самом деле являются массовкой в очень старой, заезженной и обреченной на провал пьесе… Ибо настоящий белорусский народ – победитель, освободитель, труженик и творец, а не чей-то бывший раб. И рабом он никогда не будет.

Вадим ЕЛФИМОВ, политолог, кандидат исторических наук, доцент кафедры периодической печати и  веб-журналистики Белорусского государственного университета.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter