Согласившись на аренду озера, чаусские сельчане сейчас ополчились на арендатора

А браконьерам хочется вольницы

«ПОМОГИТЕ спасти наше озеро! — позвонил в газету староста деревни Кадино Чаусского района Олег Ватромеев. — Уже несколько лет боремся за него с арендатором, плотина весной может просто рухнуть. Фермер не дает рыбачить нам, жителям деревни, хотя обещал, когда мы соглашались на сдачу водоема в аренду. Писали письма, жалобы — без толку. Как добиться правды?» Мы с фотокорреспондентом выехали на место, чтобы разобраться в ситуации.


ЧАУССКАЯ деревня Кадино (есть агрогородок с тем же названием в Могилевском районе) всего в 17 километрах от областного центра, поэтому многие дома здесь построили или выкупили дачники. В холода здесь постоянно живет всего 13 человек, вся деревня — чуть больше 50 домов. Примерно в 180 метрах водоем, из-за которого разгорелся конфликт.

Этот искусственный пруд появился в 1960-е годы, во времена активной мелиорации, когда на местной речке возвели небольшую плотину. По документам того времени, его площадь около 12 гектаров, современные геоинформационные технологии показывают около 16. Сам староста, пенсионер и инвалид 2-й группы, в то время здесь не жил, но места знал неплохо — его бабушка из соседней деревни. Около пятнадцати лет назад Ватромеевы купили дом в Кадино, сейчас у них здесь два домовладения. В одно, летнее, приезжают погостить четверо детей. У всех семьи, родилось девять внуков. Неудивительно, что за место староста болеет душой. Вот его версия развития событий.


Пять лет назад, в апреле 2012 года, пруд передали в аренду крестьянско-фермерскому хозяйству «Рудея-Агро» по решению Чаусского райсовета депутатов. Накануне в Кадино провели собрание, в котором, согласно протоколу, поучаствовали шестеро из шестнадцати (на то время) жителей деревни. В протоколе, который нам показали жители деревни, записано, что сельчане не возражают против передачи пруда в аренду для рыбоводства, а для них устанавливается лов рыбы два раза в месяц бесплатно.

В дальнейшем, по словам Олега Ватромеева, фермер плотину «разбомбил», полностью слил воду из пруда, выловленную рыбу продал, а затем, заделав бреши мешками с песком и толком не забетонировав щели, вновь поднял уровень воды. В том, что он позже проводил зарыбление, местные жители сомневаются: мол, нам квитанций никто не показывал.

Валерий Суглоб, бывший заведующий мемориальным комплексом «Буйничское поле», после выхода на пенсию живет в Кадино постоянно. С порога жалуется, что из-за перепадов уровня воды в пруду временами практически пустеют колодцы, вода в их мутная. 

— Как можно было отдать наше озеро, которое деды строили, в аренду на 20 лет, а землю в наследуемое владение? — в голосе бывшего военного нескрываемая обида. — Мне и то участок выделен в аренду. На том первом собрании я был, но никаких бумаг не подписывал.

Староста деревни Олег ВАТРОМЕЕВ показывает засыпанную песком дорогу к водоему

Купаться и рыбачить в озере местным жителям летом 2013 года запретили. С этого и началась своеобразная война — на фермера писали жалобы в местные, областные, республиканские инстанции, обвиняя в незаконной вырубке деревьев на берегах, в том, что ставит капканы на людей, привел плотину в плачевное состояние, и пруд зарастает. А потому, по совокупности прегрешений, предлагают передать территорию водоема в состав деревни, а дамбу забетонировать за свои деньги. Однако из этого ничего не вышло. 

— Стоит нашим внукам или мужьям выйти с удочкой на берег, охранник тут же вызывает милицию, — жалуется Ирина Прудникова, владелица одного из домов. — Позже были суды. Поначалу фермер шел на мировую, и нас не штрафовали, но, к примеру, летом этого года один из местных жителей за такую горе-рыбалку получил штраф — 21 рубль. Правда, купаться прошлым летом разрешали.

Чтобы примирить стороны, после коллективных обращений представители райисполкома и других инстанций во главе с председателем райисполкома Сергеем Дроздовским в июле 2014 года встретились с сельчанами на месте. В решении по итогам этой встречи записано: «Достигнута дополнительная договоренность о ловле рыбы собственниками жилых домов, расположенных в указанном населенном пункте, и их близкими родственниками (супруги, дети, внуки) на одну удочку в строго отведенном месте водоема 4 раза в месяц (не более 2 килограммов карпа в месяц на домовладение) по средам, субботам или воскресеньям с 5.00 до 9.00 и с 18.00 до 21.00».

Медсестра Ирина ПРУДНИКОВА и врач Лариса РОМАНОВСКАЯ демонстрируют документы и ответы из инстанций

 Однако в августе прошлого года, по словам сельчан, им пришлось платить — за место для лова по 3 рубля, за каждый килограмм рыбы — 3—4 рубля в новом исчислении. И ловить не в кустах, а на площадке у вагончика охранника.

Чтобы выяснить позицию фермера, направились к его подворью. Три трактора охраняет внушительная собака. Алексей Давыдов лаконичен, но, видно, нашим визитом расстроен: 

— Когда я взял в аренду водоем, сразу выяснилось, что в нижней части дамбы — самые крупные дыры. Пришлось сбросить практически всю воду, чтобы их заделать, а рыба ушла ниже по реке. Для полного восстановления плотины нужны «космические» деньги, однако по своим возможностям мы все-таки ее отремонтировали.

В год фермер запускает в среднем 2,5—3,5 тонны малька карпа. План реализации товарной рыбы — 2 тонны, он выполняется. В год на кормление рыбы уходит около 80 тонн зерна. Хоть и выращивают его самостоятельно, однако в эквиваленте это около 16 тысяч рублей. Плюс плата охраннику и другие расходы. С августа в дополнение к рыбоводству Алексей Владимирович оформил лицензию на платную рыбалку. 


— До 1990-х годов этот пруд принадлежал колхозу, в нем разводили рыбу, стояла охрана, никому из местных и в голову не пришло бы просто так на нем рыбачить, — пояснил собеседник. — Сейчас браконьерство процветает, за одну ночь нелегал может выловить до 30 килограммов карпа, я просто физически не поймаю за руку каждого. 

Между тем летом приезжает около 50 дачников. Арендатор подсчитал, что при бесконтрольной рыбалке они могут выловить четверть его годового плана. Выгодно ли заниматься этим видом деятельности? По его словам, рыбное предприятие пока не разорило, но и прибыли большой нет, рентабельность фермерского хозяйства только за счет овощей.



Председатель Чаусского
райсовета Анатолий МАТЮЛИН

ВСТУПИЛСЯ за фермера и председатель Чаусского райсовета Анатолий Матюлин. Перед ним увесистая папка, посвященная жалобам кадинцев. Помогает отвечать на вопросы корреспондента юрист райисполкома Елизавета Осаве:

— Действительно, в 2012 году была одна договоренность, но время идет, затраты на рыболовство большие, меняются и законы, — пояснил Анатолий Олегович. — К примеру, сейчас, чтобы передать пруд в аренду, не нужно согласовывать это с местными жителями, достаточно опубликовать объявление в газете. Глава фермерского хозяйства «Рудея-Агро» с августа изменил условия лицензии, чтобы на законных основаниях организовать платную рыбалку, ведь раньше он не имел права брать с людей деньги. Плановое задание по реализации рыбы он выполняет, торгует на всех районных ярмарках, сдает в торговую сеть, обеспечивая жителей района недорогим карпом. Что касается ремонта дамбы, ее неоднократно осматривали специалисты Мелиоводхоза — аварийности нет. 

По поводу того, что дамбу строили родители местных жителей… На самом деле гидротехнические сооружения вокруг пруда сооружались на бюджетные деньги, выделенные на мелиорацию. Фермер вкладывает деньги в зарыбление, два раза в год исправно платит арендную плату, поступающую в бюджет района. А это средства на благоустройство и, к примеру, новый автобусный маршрут, который организовали три года назад для жителей того же Кадино и соседних деревень. Они могут бесплатно ловить рыбу в реке ниже по течению, возле деревни Утро, неподалеку и большое водохранилище Рудея. 

— А как насчет купания?

— У нас в районе всего два места, где официально разрешено купание, там дежурят спасатели, есть все необходимое для безопасного отдыха. Пруд возле Кадино предназначен для выращивания товарной рыбы. На территории района в аренде находятся около шести прудов, периодически разногласия возникают по каждому из них. В некоторых случаях они обоснованные. К примеру, через Экономический суд мы расторгли договор с фермером, который взял в аренду водоем у деревни Прилесье. Он крупнее, около 30 гектаров, обловить его непросто, арендатор не выполнял обязательства по выращиванию и вылову.

ПРОКОММЕНТИРОВАЛ конфликт и председатель Чаусского райисполкома Сергей Дроздовский:

— Я лично как минимум четыре раза встречался с жителями и арендатором. Жаловались в основном «дачники» — каждому хочется бесплатной рыбы. Проблема в том, что людей будоражит местный житель, бывший сотрудник фермерского хозяйства, осужденный, кстати, за браконьерство. Но пруд передан в аренду, прописаны условия, на которых это сделано. Обязательства по заполнению рыбой выполняются, озеро наполнено водой, берега убраны и очищены от мусора, все предписания, полученные от инспекций охраны природы, фермер выполняет. Насколько мне известно, для жителей деревни установлена скидка на оплату рыбалки. Хотя по закону фермер имел право им отказать, но пошел навстречу.

КОМПЕТЕНТНО

Начальник Могилевской межрайинспекции охраны животного и растительного мира Дмитрий МЕЛЬНИКОВ: 

— В 2014 году наша межрайинспекция привлекала к административной ответственности работника КФХ «Рудея-Агро» за уничтожение кустарниковой растительности без разрешительных документов вблизи водоема у деревни Кадино. Другого сотрудника хозяйства в прошлом году штрафовали за незаконную установку капкана. Однако как юрлицо КФХ «Рудея-Агро» нарушений природоохранного законодательства не допускало. Сброс воды из арендованного для рыбоводства водоема нарушением не является. 

Поясняем: если пруд передан в аренду для выращивания товарной рыбы, ее незаконный вылов рассматривается как хищение, а не как нарушение правил рыболовства.

yasko@sb.by

P.S. Когда материал готовился к печати, в редакцию позвонил Анатолий Матюлин и сообщил, что Алексей Давыдов решил снизить стоимость рыбалки для кадинцев примерно на 30 процентов. Хватит ли этого, чтобы закончить дело миром?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter