…А активы лжеструктур арестованы

Самые законспирированные  преступные схемы выявляют оперативные сотрудники и следователи Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля. Об особенностях их работы - начальник следственного управления ДФР КГК Беларуси Геннадий Гапоненко

Самые законспирированные  преступные схемы выявляют оперативные сотрудники и следователи Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля. Об особенностях их работы рассказал начальник следственного управления ДФР КГК Беларуси Геннадий ГАПОНЕНКО (на снимке). 

— Геннадий Евгеньевич, в каких сферах чаще всего используют теневые схемы современные злоумышленники? 

— Преступники умудряются находить возможности для незаконного обогащения в различных отраслях. Например, завершено расследование уголовных дел в отношении трех преступных групп, которые на протяжении двух лет от имени 17 лжепред-принимателей и двух лжеструктур приобрели в ООО «Табак-Инвест» и ОАО «Белбакалея» табачной  продукции  на сумму свыше 50 миллиардов рублей и вовлекли ее в теневой оборот. К уголовной ответственности привлечены более двадцати человек. Изъяты 170 тысяч пачек сигарет, наличные денежные средства в сумме 180 тысяч долларов и 56 миллионов рублей. Также арестованы другие активы лжеструктур на сумму более 200 миллионов рублей, две третьих этой суммы поступили в доход государства. Наложен арест на шесть единиц автотранспорта, семь дорогостоящих квартир в Минске (например, площадь одной из них — 245 квадратных метров), коттедж (более 500 квадратных метров), четыре земельных участка в поселке Дроздово Минского района и иное имущество общей стоимостью более 1,4 миллиона долларов. 

Как установило следственное управление ДФР, в 2005—2006 годах НП ООО «Рансо» получило ( в основном от государственных предприятий и учреждений) денежные средства на выполнение проектно-конструкторских работ в сумме 46,6 миллиарда рублей. Поступавшие от заказчиков безналичные средства «Рансо» обналичивало через лжеструктуры. Преподносилось, что последние якобы и выполняли данные проектные работы. Фактически же их не-официально делали 269 (!) сотрудников различных  проектных институтов и организаций (в основном государственной формы собственности). Расчет с исполнителями производился наличными деньгами. 

Недавно направлено в суд уголовное дело в отношении директора НП ООО «Рансо» (г. Минск) А. Ржавинского. Он привлекается к ответственности по ч. 2 ст. 243 Уголовного кодекса (уклонение от уплаты налогов). В отношении директора НИПРУП «Гипросель-строй»  возбуждено уголовное  дело по признакам хищения путем злоупотребления служебными полномочиями в особо крупных размерах.  Сумма причиненного ущерба в результате этих проектно-«надувательских» изысков составила 2,7 миллиарда рублей. В настоящее время ущерб почти полностью  возмещен.      

Направлено в суд и уголовное дело в отношении жителя Бреста, который обвиняется в уклонении от подачи в налоговые органы декларации о совокупном годовом доходе в 4,3 миллиарда рублей, что повлекло причинение ущерба государству в виде неуплаты налогов в 1,5 миллиарда рублей. Наложен арест на личные денежные средства обвиняемого, а также на его долю в уставном фонде одного совместного предприятия — всего на общую сумму 5,2 миллиарда рублей. 

В суде Московского района г. Минска уже рассматривается уголовное дело по обвинению учредителя ООО «РиМи Авто» и ряда других лиц в том, что они сокрыли выручку от реализации запасных частей и услуг автосервиса в размере 858 миллионов рублей, что повлекло неуплату налогов в 360 миллионов. Арестовано имущество этого общества с ограниченной ответственностью на сумму 1,1 миллиарда рублей. Около 100 миллионов обращено в доход государства. 

Этот же суд скоро вынесет приговор в отношении предприимчивого коммерсанта, который организовал обналичивание через граждан Украины и ЗАО «Трастбанк» денежных средств в 6,8 миллиона долларов путем представления фиктивных договоров займа. У обвиняемого изъята наличная валюта — 383 тысячи долларов. На счетах лжеструктур заблокировано 2,4 миллиарда рублей, которые в полном объеме обращены в доход государства. 

Нашим управлением в настоящее время расследуется уголовное дело, возбужденное в конце лета в отношении президента компании «IGS International Сorp» (США) и директора СООО «Диамедика» (Минск) и других лиц, которые путем сокрытия доходов уклонились от уплаты налогов в сумме 2,9 миллиарда рублей. Наложен арест на имущество «Диамедики» почти на полмиллиарда рублей, денежные средства на такую же сумму в национальной валюте, 100 тысяч долларов. Президент американской компании добровольно погасил часть ущерба —700 тысяч долларов. Составлен график возмещения оставшейся части «долга» до конца января будущего года. 

Еще ряд значимых уголовных дел направлен в последнее время в суд и находится в производстве. 

— Первое впечатление от приведенных примеров такое: наши белорусские теневые дельцы в последнее время изрядно заматерели. Если раньше они на порядок отставали от тех же российских «коллег», то сейчас заметно подтянулись к ним. 

— Действительно, отечественные «коммерсанты» используют все более сложные и многоходовые схемы и комбинации. Расширился круг международных организованных групп, которые действуют на территории Беларуси и вовлекают в свою противозаконную деятельность банки, фирмы, предприятия других стран. Выросло количество уголовных дел, по которым фигурируют очень крупные денежные суммы. 

— Как это отражается на результативности работы Департамента финансовых расследований? 

— После прихода нового руководства Комитета государственного контроля и подчиненного ему Департамента финансовых расследований мы начали планомерно уходить от  «мелочовки». Основное внимание уделяем  значимым делам (прежде всего коррупционной направленности, тяжким и особо тяжким), имеющим большой общественный резонанс. Поэтому, вполне естественно, количество проверок и выявленных нарушений уменьшилось. Зато предъявлено больше к уплате дополнительных платежей. Если за аналогичный период прошлого года они составили 57749, 2 миллиона рублей, то за три квартала нынешнего — 77523,9 миллиона. Возросло поступление в доход государства денежных средств и материальных ценностей по материалам проверок и уголовным делам, расследуемым ДФР. За год эта сумма увеличилась почти вдвое и составила 151134,7 миллиона рублей. По инициативе органов финансовых расследований прокурорами предъявлено в судах по уголовным делам с начала года около 200 исков на общую сумму свыше 150 миллиардов рублей. Для сравнения: за соответствующий период 2005 года данный показатель составлял 11 миллиардов, а в минувшем году — 23 миллиарда рублей. Процент возмещения нанесенного  ущерба возрос за год с 34,5 до 54,9. При этом мы свели до минимума количество уголовных дел, отправленных прокурорами на дополнительное расследование: год назад таковых было 22, нынче  только 3. С начала года по делам, завершенным нашими следователями и направленным в суд (их было 519), не выносилось оправдательных приговоров, не зафиксировано ни одного нарушения законности. 

— За счет чего, Геннадий Евгеньевич, удалось достичь столь впечатляющих результатов? 

— Прежде всего за счет улучшения взаимодействия с органами прокуратуры. Они осуществляют жесткий, но справедливый надзор за работой наших органов. На одном из заседаний коллегии Генеральной прокуратуры недавно рассматривался вопрос, касающийся работы ДФР, при этом отмечалось, что мы избрали правильный курс, отказавшись от погони за «мелочовкой». На мой взгляд, весьма плодотворно мы взаимодействуем и с другими правоохранительными органами, в последнее время наладили хорошие контакты и с таможенными органами. 

Проводим постоянную работу, направленную на то, чтобы поднимать профессиональный уровень следственного  и оперативного аппарата. Наши сотрудники получают второе (как правило, экономическое) высшее образование, учатся в учебных заведениях и на курсах повышения квалификации. Все это в итоге и способствует достижению высоких результатов в работе. 

— А вы лично, Геннадий Евгеньевич, осуществляете только общее руководство или и сами беретесь за расследование конкретных уголовных дел? 

— В свое время Генеральная прокуратура передала нам уголовное дело, возбужденное Минской региональной таможней в отношении неустановленных лиц, осуществивших незаконный ввоз на таможенную территорию нашей страны крупной партии натурального меха и меховых изделий. По делу была создана межведомственная группа, в которую вошли представители трех ведомств, а я ее возглавил. При производстве предварительного следствия мы установили, что директор частного консультационного унитарного предприятия «ММ-Консалт» И. Станкевич по предварительному сговору с работником этого предприятия С. Почепко и исполняющим обязанности заместителя начальника Ошмянской таможни Э. Нарелем организовали незаконный ввоз из Литвы в Беларусь натурального меха и изделий из него. По выявленным фактам мы дополнительно возбудили уголовные дела. Сумма неуплаты таможенных пошлин составила свыше 1,6 миллиарда рублей. В ходе расследования обеспечено частичное возмещение ущерба на сумму более 1 миллиарда рублей. В целях полного возмещения ущерба следствием наложен арест на имущество обвиняемых на 180 миллионов рублей. Прокуратурой в рамках уголовного дела к обвиняемым предъявлен иск на сумму 1,6 миллиарда рублей, который по решению суда взыскан с них в солидарном порядке. Обвиняемые признаны судом виновными в уклонении от уплаты таможенных платежей в крупном размере, злоупотреблении служебными полномочиями, повлекшими тяжкие последствия. Суд назначил Э. Нарелю наказание в восемь лет лишения свободы, И. Станкевич и С. Почепко получили по пять лет и шесть месяцев неволи. Это не единственное уголовное дело, которым мне довелось непосредственно заниматься. 

— То есть вам и самому приходится непосредственно вести расследования… 

— Надо держать себя в форме. Ведь 19 составов преступлений являются исключительной подследственностью органов финансовых расследований. Работы хватает не только подчиненным, но и начальникам… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter