Как будем жить – здесь и там

Президент РФ Владимир Путин подписал два федеральных закона, которые в перспективе должны существенным образом сказаться на российской сфере ЖКХ

Россия

Президент РФ Владимир Путин подписал два федеральных закона, которые в перспективе должны существенным образом сказаться на российской сфере ЖКХ

Задолженность в сфере ЖКХ РФ – более 500 млрд рублей

Первый из них предусматривает введение лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами для борьбы с недобросовестными управляющими компаниями. Второй документ вводит в Жилищный кодекс РФ институт некоммерческого найма для граждан, которые не имеют возможность арендовать жилье по рыночным ценам или брать ипотеку, но при этом и малоимущими не являются.

По этому поводу председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская дала специальную пресс-конференцию в МИА «Россия сегодня».

По ее словам, принятый в весеннюю сессию законопроект о некоммерческом жилье призван решить проблемы малообеспеченных жителей крупных региональных центров.

Проект «Некоммерческий жилищный фонд» обсуждался больше года и стал новым разделом в Жилищном кодексе. Проект направлен на то, чтобы в первую очередь помочь тем, кто не может купить жилье, но и не входит в социальную программу помощи. То есть это закон для бюджетников, семей с небольшим уровнем дохода и специалистов предприятий.

– Для них доступное жилье даже в контексте ипотеки – нереально, – подчеркнула Галина Хованская. – Естественно, данные категории граждан кровно заинтересованы в таком жилищном фонде, который представляется на длительный срок, за разумную плату, которая будет меньше, чем стоимость найма на рынке жилья. Особенно остро стоит этот вопрос в крупных региональных центрах, где стоимость найма на рынке жилья достаточно высока. О Москве и Санкт-Петербурге я не говорю – там разница в оплате будет в разы. Но даже в регионах дотационных разница будет на 20–30% ниже рыночной стоимости, – заявила она.

– «Некоммерческий жилищный фонд» – это доступное жилье, которое необходимо оплачивать самостоятельно каждому квартиросъемщику, – подчеркнула Галина Хованская. – Не стоит путать некоммерческое жилье с социальным, несмотря на то что между ними есть определенные сходства. Здесь жилье предоставляется в наем не малоимущим семьям, а тем, кто имеет возможность оплачивать данное жилье.

Она уточнила, что такое жилье не направлено на извлечение прибыли, наниматели будут вносить суммы в несколько раз меньше рыночных цен, платежи направлены на самоокупаемость жилья. «Плата за наем должна компенсировать затраты, но цели извлечения прибыли, как в коммерческом жилье, здесь нет», – резюмировала Хованская.

Кроме того, законопроект предусматривает льготы и поощрения не только для нанимателей квартир, но и для застройщиков, которые возьмутся за строительство некоммерческого жилья. Система предусматривает выдачу земли без аукциона, разработку налоговых льгот и возможность прямого субсидирования.

Некоммерческое жилье предоставляется на срок от года до десяти лет семьям, не имеющим возможности приобрести квартиру даже в кредит. По словам председателя думского Комитета по вопросам ЖКХ, в категорию таких семей попадут десятки миллионов человек.

Говоря о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, Галина Хованская отметила, что сейчас основные проблемы в сфере ЖКХ связаны не столько с управляющими компаниями, сколько с ресурсоснабжающими организациями.

– Огромное количество жалоб на управляющие организации. Когда анализируешь это, понимаешь, что их «раздевают» и банкротят ресурсоснабжающие организации. ТСЖ даже банкротят – более ста судебных дел по банкротству ТСЖ. Надо было людям сказать, что мы принимаем меры. Вот приняли меры. Идея красивая – мы уберем с рынка грязные, непрофессиональные, мошеннические управляющие организации. Но нужно не только лозунги произносить, а понимать реальную ситуацию, – пояснила она.

В связи с этим, по мнению Галины Хованской, с учетом имеющегося в стране уровня коррупции, лицензирование, напротив, поставит под удар добросовестные управляющие компании:

– При таком уровне коррупции на местном уровне выживают только аффилированные управляющие организации, занимающиеся откатами в карманы чиновников. Они уцелеют, у них лицензию не отнимут. Тем более не отнимут лицензию у государственных бюджетных учреждений – она им и не нужна.

По мнению депутата, необходимо повышать профессиональный уровень жилищных инспекторов, поскольку они при выдаче и отзыве лицензии будут играть значительную роль.

Галина Хованская привела любопытные цифры. Задолженность в сфере жилищно-коммунального хозяйства в России составляет более 500 миллиардов рублей. При этом львиная доля неплатежей приходится на так называемых неотключаемых потребителей – это бюджетные организации, такие как школы, детские сады, больницы, а также ресурсоснабжающие организации-монополисты, которые отвечают за жизнеобеспечение различных систем.

Хованская отметила, что самыми добросовестными плательщиками являются граждане. Их долг составляет около 25% от общей задолженности по ЖКХ.

Александр ИЛЬИН

Украина

– Киевляне доверили мне отстаивать их права, и я должен иметь возможность реализовывать ожидания людей, – сказал Виталий Кличко, новый глава Киевской городской государственной администрации (КГГА)

Однако, как выяснилось, ожидания столичных жителей далеко не радужные и, кстати, не все тут будет зависеть от новых городских руководителей.

Кабинет министров Украины забрал у местных властей право устанавливать коммунальные тарифы и вменил это в обязанность государственному регулятору – Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг. Нововведение: за отопление плата не распределяется по всем месяцам, а начисляется только в зимний сезон.

В Киеве стремительно стали расти тарифы на услуги ЖКХ. Только за последние месяцы цены на холодную воду выросли почти в два раза. Всего несколько недель назад коммунальные предприятия заявили, что цена холодной воды повысится с 3,18 гривны (1 грн = 2,9 руб.) за 1 кубометр до 6,22, то есть на 95%. Однако вскоре Национальная комиссия утвердила новые, еще более высокие тарифы на услуги холодного водоснабжения: вода будет стоить уже 7,46 гривны за кубометр.

С июля выросли тарифы на водоснабжение и водоотведение и в других городах республики. К примеру в Ровно – в 1,7 раза, в Днепропетровске и Луцке – на 50–80%. Во Львове стоимость горячей воды выросла на 50% – до 25–27 грн за 1 кубический метр.

В ближайшие 2–3 месяца киевлян ждет еще один тарифный удар. Кроме подорожания всей коммуналки (газ, электричество, тепло, горячая и холодная вода), столичные власти собираются поднять и расценки на квартплату – примерно на 10%.

Таким образом, после повышения тарифов коммунальный платеж для однокомнатной квартиры в летнее время несколько снизится – с 289 до 260 грн, зато в зимний – увеличится до 550 грн. Владельцы двухкомнатной квартиры летом вместо 571 грн заплатят 622 грн, зимой сумма коммунального платежа составит 1048 грн. Обладатели трехкомнатной квартиры после повышения тарифов вместо 803 грн будут платить в летнее время 861 грн, в зимнее – 1471 грн.

Повышение тарифов увеличит количество бедных украинцев в 2,5 раза. Сейчас в Киеве 600 тысяч льготников, которые получают надбавки и помощь по программе «Турбота». Но их ряды могут пополнить 260 тысяч бюджетников (учителя, медики), которые стали фактически получать меньше, поскольку они лишаются, согласно поправкам к Бюджету-2014, 20-процентных надбавок от города, и одинокие пенсионеры. Повышение тарифов объясняют подорожанием газа, горюче-смазочных материалов и повышением курса иностранных валют.

Ряд экспертов считает, что подобные коммунальные «инновации» приведут к тому, что около 40% населения окажется в зоне нищеты, что может спровоцировать новый Майдан под совершенно другими лозунгами и требованиями. Кстати, в украинских СМИ уже появляются публикации, где прямо говорится, что в 2015 году, идя на выборы горсовета, киевляне припомнят Кличко выросшие тарифы, хоть он здесь вроде бы и ни при чем. А новые тарифы на коммуналку называют социальной миной замедленного действия.

Как решить тарифно-коммунальные проблемы в Украине? Этому вопросу была посвящена пресс-конференция в формате видеомоста Киев – Москва в МИА «Россия сегодня» на тему: «Украина: июльская тарифно-коммунальная революция».

Директор программы «Экономическая политика и бизнес» Украинского института публичной политики Ильдар Газизуллин высказал мнение, что революции в системе управления жилищно-коммунальным хозяйством не произошло: «Эта революция грядет, так как без нее система не является финансово стабильной». Он предупредил о грядущих несладких для Украины 2014–2015 годах, когда повторится ситуация 2008–2009 годов: в стране глубокий экономический кризис и рост безработицы. Что касается ЖКХ, то его качество деградирует, а бедность граждан усугубляется.

Эксперт украинского Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко считает, что очередное повышение тарифов на коммунальные услуги на Украине не приведет к улучшению их качества. «Тарифы в Украине не имеют никакого отношения к экономике, сейчас они устанавливаются в зависимости от интересов тех или иных групп лоббистов. Что касается последних повышений тарифов – они не приведут в принципе к улучшению качества услуг. Зачем что-то улучшать монополисту, если есть возможность лоббировать повышение цен через государственные органы», – резюмировал он.

Эксперт заявил, что разговоры о том, что украинцы недоплачивают за услуги ЖКХ, необоснованны: «…Ни одного обанкротившегося предприятия не заметно. Нигде не висит объявление: «Отдам водоканал в надежные руки» или «Заберите у меня облэнерго – оно приносит мне сплошные убытки». 

Директор киевского аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко напомнил, что в конце 90-х тарифы ЖКХ также были резко подняты – преодолевалось наследие СССР, когда коммуналка была на 90% дотационная. «Тогда повышение было более резким, но возмущений не встретило, так как были предложены эффективные механизмы социальной защиты». Сейчас же, по его словам, механизмы соцзащиты не работают.

Александр Сергиенко с сожалением констатировал, что украинская семья большую часть своего бюджета тратит на питание и оплату ЖКХ. До 90% семей тратит около 50% своих доходов на питание. В США и странах Западной Европы при тратах на еду более 10% семья считается бедной.

И, конечно, весьма болезненным, по мнению Александра Сергиенко, будет новый отопительный сезон, в котором жителям Украины придется платить за тепло в 3, а за горячую воду в 2 раза больше.

Игорь КРЫЛОВ

Точка зрения

Сергей ВАЛЕНТЕЙ, научный руководитель РЭУ им. Плеханова, доктор экономических наук:

– Падение ВВП Украины, безусловно, ожидаемо и будет очень серьезным, хотя цифры сейчас предсказать сложно. В конечном итоге они будут зависеть от многого, в том числе и от ситуации на юго-востоке страны. Региона важного по двум причинам.

Первая – экономическая. Ее определяет то, что здесь помимо добывающих отраслей сосредоточены предприятия машиностроения, электроэнергетики, химии. Юговосток также известен своими почвами. Таким образом, можно говорить, что в известной степени он «кормит» Украину и, следовательно, другие ее области.

Это порождает вторую проблему – политическую. Происходящее в Украине чем-то сродни «войне суверенитетов», которую пережила Россия, да и не только она. Вспомним о происходящем, например, в Испании. Разница в том, что нам удалось обойтись без крови. Украинцам, к сожалению, нет.

А шанс был. Украинское руководство потеряло время и, как говорят шахматисты, «качество». Если бы два-три года назад был предложен вариант децентрализации с широкими правами регионов, войны можно было бы избежать. Бомбежкой Донецка «войну суверенитетов» не остановить. Значит, необходим компромисс – любая война всегда хуже худого мира.

Что сегодня Украина может предложить ЕС – это ее достаточно емкий национальный рынок для сбыта продукции стран – участниц ЕС, а также дешевая рабочая сила. Продукция предприятий упомянутых мной машиностроения, химии и электроэнергетики в своем абсолютном большинстве не конкурентоспособна. На уголь особого спроса также не прослеживается. Иллюзорны и надежды на реализацию сельскохозяйственной продукции. Пойдите в любой магазин и посмотрите на продукцию из ЕС. Сразу бросится в глаза, что она стандартизована – фрукты и овощи единого размера и качества. Украинские сельхозпроизводители (как, кстати, и наши) этого обеспечить не могут.

Чтобы решить эти проблемы, нужны годы спокойного развития. Нужно повышать доходы бюджета. Но если европейский рынок не для украинской продукции, нужно искать другие рынки. И альтернативы российскому, белорусскому, казахстанскому рынкам я не вижу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter