Букльвар Капуцинов в Карловых Варах

Если вы любите кино, почему я не видела вас в Карловых Варах? Белорусов здесь ни среди конкурсантов, ни среди участников не было. И в прошлом году не было.

Если вы любите кино, почему я не видела вас в Карловых Варах? Белорусов здесь ни среди конкурсантов, ни среди участников не было. И в прошлом году не было. Хотя оно, конечно, понятно — что нам какие-то Карловы Вары? Мелковато — нам Канны, Берлин и Венецию подавай. Это Мелу Гибсону, Джону Малковичу, Фанни Ардан с Франко Неро и Джоном Траволтой Карловы Вары не мелко, и они сюда с удовольствием наведываются, привозят свои фильмы и охотно общаются с профессионалами и восторженной публикой... Между прочим, сюда специально приезжают профессионалы и дистрибьюторы, чтобы посмотреть созданные в Центральной и Восточной Европе фильмы — прикинуть на предмет покупки и международного показа. Но нас здесь нет. И наши картины Европа не увидит.

...Впервые кинофестиваль в Карловых Варах прошел в 1946 году, сразу после войны и еще до того как чехословацкие коммунисты пришли к власти в результате демократических выборов 1949 года. Сегодня, по классификации Международной ассоциации продюсеров, он относится к классу А (к тому же, что Канны, Венеция, Берлин и Москва) и считается едва ли не самым престижным в Центральной и Восточной Европе (хотя организаторы Московского кинофестиваля могут и не согласиться). Кстати, у каждого международного кинофестиваля класса А есть своя “фишка”. Каннский считается ужас каким интеллектуальным (обладателя Гран-при нынешних Канн фильм “Чудеса” и получившего там же приз за лучший сценарий “Левиафана” в Варах представляли их режиссеры), Берлинский — ох каким политизированным, Карловарский остается местом встречи Востока и Запада: значительная часть из аккредитованных на фестиваль 620 журналистов — из Восточной Европы.

Здесь появился, например, бывший польский президент и возмутитель спокойствия Лех Валенса — первый специально приглашенный политик (пусть и бывший) в истории кинофестиваля. Он представляет фильм знаменитого Анджея Вайды о себе, историческом: “Валенса. Человек надежды”. Героя фильм слегка смутил (говорит, что, давно знакомый с Вайдой, он принципиально не вмешивался в процесс съемок, советов не давал, а потому результат и для него стал неожиданностью): “Я подсчитал, что прожил на свете около 600 тысяч часов. Вайда же в своем фильме показал всего два. Он представил меня как отца семейства и революционера, но на самом деле у меня гораздо больше ипостасей”, — говорит человек-надежда.

Мел Гибсон говорил тоже немало, а еще извинялся. То за одно, то за другое. Против его приезда в Карловы Вары (он здесь получил “Хрустальный глобус” за вклад в мировое киноискусство) протестовало еврейское сообщество, припомнив актеру и режиссеру и фильм “Страсти Христовы”, и антисемитские высказывания. Но этот слабый протест утонул в гуле приветствий восторженных поклонников, среди которых была и автор этих строк, смотревшая вместе с Мелом его режиссерскую работу “Апокалипто”. Сильно. Красиво. Впечатляет. Одного раза достаточно.

Более 400 сеансов, 33 международные премьеры, мастер-классы, дискуссии, мировые кинозвезды и дискотеки до утра — это все кинофестиваль. Самое сложное — конечно, выбор. Что посмотреть — вопрос трудный, решать его приходилось, обложившись каталогами и программами показов. Я решила ограничиться максимально двумя фильмами в день и почти плакала, когда поняла, что увидеть не удастся “Трудно быть богом” Алексея Германа и оцифрованный “Солярис” Андрея Тарковского, например. На “Майдан” идти еще не готова: слишком близка и все еще далека от завершения тема. Карловарский кинофестиваль политизируется на глазах. Вот и фильм-победитель этого года — “Кукурузный остров” грузинского режиссера Георгия Овашвили, совместное производство Грузии, Германии, Франции, Казахстана и Чехии — политики не избежал. Его действие разворачивается на крохотном островке посреди реки, разделяющей Грузию и Абхазию. И хотя сам режиссер говорит, что хотел снять фильм “о конфликте вообще” и “показать на этом фоне существование человека, смысл жизни”, без политических оценок (которые зритель, само собой, делает сам и легко — это ведь талантливое кино) не обошлось. А в конкурсе “К востоку от запада” победила картина российского режиссера Ивана Твердовского “Класс коррекции”. Так что главное — все же талант, а не текущий политический момент.
Жаль, что нас здесь нет. Может, в следующем году? Я буду ждать.

Инесса Плескачевская
sbchina@mail.ru
Собкор “СБ” в ЕС, специально для “НГ”

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter