9–я рота победила.

И мы вместе с ней
И мы вместе с ней

Неправда, что события той войны, Великой Отечественной, превратились в пожелтевшие и потускневшие экспонаты музейных экспозиций. Неправда, что для сегодняшних поколений современной молодежи солдаты 1941–го сродни былинному Илье Муромцу — славные, но далекие до нереальности. Неправда, что гранит мемориалов лишь по–дежурному вежлив и холоден. Неправда. Потому что до сих пор те жесточайшие испытания стоят перед глазами их свидетелей, потому что не вернувшихся домой солдат все еще ищут и ждут, а обелиски на братских могилах — единственное оставшееся от родных и близких для тысяч и тысяч наших сограждан. Время действительно лечит. Но еще не пришел день, когда можно будет сказать: наконец–то раны войны затянулись.

«22 июня исполняется 65 лет с начала Великой Отечественной войны. Живых участников тех событий остались единицы — слишком много лет пролетело. Но мне, старому солдату, по–прежнему снятся вой самолетов, разрывы бомб, крики раненых.

Сразу после нападения танковая группа генерала Готта начала стремительное наступление на Минск. На ее пути встала 24–я Самаро–Ульяновская дивизия, вступившая в неравный бой с врагом в районе Субботники — Трабы. В авангарде шел 168–й стрелковый полк. Наша 9–я стрелковая рота на рассвете 24 июня 1941 года заняла оборону под Субботниками. При подходе к деревне зенитно–пулеметный расчет сбил немецкий бомбардировщик. Рота обнаружила и сумела уничтожить воздушный немецкий десант. Потом на протяжении восьми суток, до 2 июля, удерживала свой рубеж. Его мы оставили, только оказавшись в глубоком немецком тылу. Потери понесли огромные. Белорусская земля окроплена и моей кровью. Уходя на соединение со своими, мы пообещали: «В Белоруссию еще вернемся». И вернулись. В июле 1944–го.

Алексей Потапенков, Днепропетровская область, Украина».

«По всей стране стоят обелиски в память павших в Великой Отечественной войне. Вы спросите, зачем они им, погибшим? А они нужны нам, живым, нашим внукам, правнукам, чтобы знали имена героев, сражавшихся и за их счастье. Придет день, когда последний участник войны покинет нас. Но надо сделать так, чтобы к могилам павших тропа не зарастала.

Не забыть мне день, когда почтальон принес страшную бумажку со словами: «Пропал без вести». Мать долго рыдала, а мы с братом хоть и не могли тогда еще понять весь трагизм ситуации, но с этого момента больше не спорили, кто первый встретит у калитки отца, и старались при маме не вспоминать о нем, потому что тогда она плакала и прижимала нас к себе. Потом ради большего заработка, чтобы у нас были книжки, тетрадки и даже цветные карандаши, мама спустилась в шахту. Нищета была такая, что наша учительница на одной ноге носила ботинок, а на другой — калошу, и хлеб мы делили на кусочки со спичечный коробок.

Зинаида Толстокорова, Жлобин».

Николай Васильев из Борисова в своем письме справедливо говорит о заслугах трудового фронта. Он высказывает пожелание, чтобы во время чествования ветеранов–солдат не забывали и тружеников тыла. Самоотверженностью и мужеством они заслужили наш почет и уважение.

О военном детстве никогда не забывает Анатолий Кириленко из деревни Дукора Пуховичского района. Немного путанно, с волнением написал он в редакцию. Бывший детдомовец пытается разыскать хоть кого–то, кто знал его, 9–летнего мальчишку, в те далекие годы — жил он и в Буда–Кошелевском районе, и в Микашевичах. Отзовитесь, пожалуйста. Анатолий Григорьевич ждет.

Вообще, уникальное качество свойственно нашим людям: надеяться, несмотря ни на что.

«Мой дядя Иван Васильевич Пучков в войну пропал без вести, и мы, родственники, так ничего о нем и не знаем. Родился он в 1904 году в деревне Тилевичи Дубровенского района. В армию призван Дубровенским РВК в сентябре 1925 года. Служил штурманом авиаэскадрильи Алсуфьевской военной авиационной школы. До войны жил в Харькове на улице Сумской, дом 45, квартира 6. Быть может, кто–нибудь имеет сведения о нем? Для всей нашей семьи это очень важно.

Евгения Горбанюк (Пучкова), Гродно».

И еще одно письмо–поиск, скорее всего, запоздалый. Но в том и дело, что война продолжает жить в сердцах и душах людей даже спустя многие десятилетия. Не удается упокоиться с миром и жертвам, и героям тех событий.

«Возле соседней деревни Городок расстреляли семью военного летчика — молодую жену и двоих детей, мальчика и девочку 7 — 9 лет. Еще живы и свидетели. В 1958 году в сельский Совет пришло письмо, в котором расспрашивалось об этой семье. А потом из Минска приезжал полковник авиации в поисках своих близких и дорогих. Оба раза его дезинформировала местная власть, а жители были запуганы и молчали. Прошу помочь в поисках родственников расстрелянной семьи.

Аркадий Богдан, Владимирецкий район Ровенской области, Украина».

Автор письма скуп на информацию. Непонятно, в каком году произошла трагедия. Кто выступил в роли жестокого палача? И чего так боялись в селе? Не исключено, открывшаяся правда может оказаться покруче шекспировского сюжета.

И еще об одной особенности нельзя не сказать. Память о той войне старшее поколение сумело, как вымпел, как дорогое наследие, передать молодым.

«Летом прошлого года мне посчастливилось побывать в Севастополе. Огромное впечатление произвела диорама на Сапун–горе. Почему бы и нам не создать подобное на Буйничском поле и также отобразить тот день сражения на подступах к Могилеву, когда советские бойцы уничтожили 39 немецких танков. Да, потребуются затраты. Но подвиг бесценен. В той войне погибли и мои родные. Один прадедушка, Петр Иванович Савчак, командир партизанского отряда, громил оккупантов на Могилевщине, убит в бою. Похоронен в деревне Забродье Горецкого района. Второй прадедушка, Абрам Данилович Эйдлин, командир Красной Армии, погиб, защищая Ленинград. В своем последнем письме от 1 декабря 1941 года, когда немцы стояли под Москвой, он писал: враг будет разбит и победа обязательно окажется за нами.

Анастасия Савчак, ученица 11–го класса, Могилев».

Прав оказался прадедушка Анастасии. Да и не только он. Сотни тысяч героев свято верили в освобождение и не жалели себя ради этого. Благодарность потомков — заслуженная ими награда.

«Я очень рад, что Правительство, страна заботятся о нас, стариках–солдатах. Подарки, добрые слова поддержки были адресованы мне в праздничные дни со стороны минских городских властей, руководства тракторного завода, где я работал, самых разных людей. Мы не забыты! Как не забыт День Победы, который мы приближали, как могли.

Иосиф Лешок, Минск».

Галина УЛИТЕНОК, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter