Соль в том, что при выявлении лжепредпринимательской структуры предписания выносили всем юрлицам и ИП, которые когда-либо совершали сделки с «виновником торжества». К тому же ни в чем не повинные фирмы обязаны были самостоятельно исчислить и уплатить в полном объеме налоги, будто бы по доброй воле признают себя нарушителями. Стоял вопрос, как обезопасить себя добросовестным игрокам бизнеса.
Ответ находим в Декрете № 7 «О развитии предпринимательства», в котором упор буквально с первой страницы делается на так называемую презумпцию добросовестности бизнеса. Это значит, что государство изначально доверяет коммерсанту в выстраивании своего дела, но если уж работаешь вне правового поля, неси ответственность по всей строгости закона.
На первом месте должна быть самодисциплина и честность, но лжепредпринимателю от санкций все равно не убежать. С 19 июля, допустим, вступает в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь», которым откорректированы положения статьи 233 Уголовного кодекса. Изменения направлены на декриминализацию отдельных составов преступлений и либерализацию уголовной ответственности в сфере предпринимательской деятельности. Если осуществлять ее, к примеру, без государственной регистрации, то теперь виновник будет нести административную ответственность. Уголовное преследование — за незаконную предпринимательскую деятельность без специального разрешения (лицензии).
Отмена действия Указа № 488 — это лишь вершина айсберга. Глубинная его суть — дальнейшее выстраивание диалога между бизнесом и государством. В этом плане обозначим еще один его аспект — советы по развитию предпринимательства при райисполкомах. Некоторые эксперты заявляют, мол, данные структуры для галочки и реально никаких проблем локального бизнеса не решают.
Советы были созданы согласно поручениям Президента, данным 22 декабря 2017 года на встрече с представителями деловых кругов. Облисполкомы и Минский горисполком должны были обеспечивать, как требовалось на самом высоком уровне, эффективную работу на постоянной основе областных и районных советов по развитию предпринимательства. А также обсуждать не реже одного раза в квартал проблемные вопросы и принимать надлежащие меры по их разрешению.
Советы есть во всех регионах республики, их председатели — представители бизнеса. Однако них состав очень неоднороден, паритет между предпринимателями и представителями госорганов мало где есть. Спрашивается, какую локальную проблему могут реально решить, если в совете, допустим, 9 бизнесменов и один чиновник? Получается, нет ясной структуры советов.
Параллельно вспомним опыт общественно-консультативных советов при ведомствах (по данным Минэкономики, их сейчас 40). Они формировались через постановление Совмина и действуют по типовым положениям. Советы по развитию предпринимательства при райисполкомах создавались каждый по своему алгоритму и между собой никак не связаны.
Бизнес задается вопросом: как должна работать вся цепочка, если, допустим, проблема предпринимателя не решилась на уровне районного совета? Она должна уйти на уровень областного совета и выше? И вообще, почему о такой насущной, насколько можно себе представить, проблеме бизнес говорит вполголоса? Хорошо, что озвучили ее на заседании ОКСа по развитию предпринимательства при Министерстве экономики в конце февраля.
Госорганы уже задумались о разработке специального положения о работе советов по развитию предпринимательства в регионах. И это хорошая новость. Лично знаю бизнесменов, у которых на эту тему уже есть наработки, и они готовы поделиться с разработчиками своими идеями.
Конструктивный диалог — вот что должно стоять во главе угла в отношениях власти и бизнеса. Если не уметь грамотно излагать свои мысли, объективно оценить ситуацию, а лишь копить волну возмущений, прогресс будет идти медленнее. А на него должны нацеливаться все заинтересованные.
uskova@sb.by