Навстречу либерализации условий ведения бизнеса нужно идти сообща

9 бизнесменов и один чиновник

На этой неделе Президент подписал Указ № 151, который внес изменения в целый ряд нормативно-правовых актов, а также признал утратившим силу Указ № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». Об этом документе в бизнес-сообществе высказывались однозначно: весьма противоречив и малоэффективен. Так или иначе, факт свершился, стоит признать: голос предпринимателей услышан и весом. Либерализация законодательства в сфере ведения бизнеса идет. И предприниматели, и государство в этом плане — два весла одной лодки, поэтому «грести» постоянно должны вместе, слаженно, а проблемы решать в диалоге.

фото pixabay.com

Вернемся к коллизиям Указа № 488. Главной его целью стала борьба с лжепредпринимательством, уклонением от уплаты налогов. Хорошо, если бы в своеобразном правовом капкане оказались лишь те самые липовые фирмы. Но они же втягивали дисциплинированных представителей бизнеса, которые исправно пополняют государственную казну, подают декларации и, собственно, работают в правовом поле, по закону и совести.

Соль в том, что при выявлении лжепредпринимательской структуры предписания выносили всем юрлицам и ИП, которые когда-либо совершали сделки с «виновником торжества». К тому же ни в чем не повинные фирмы обязаны были самостоятельно исчислить и уплатить в полном объеме налоги, будто бы по доброй воле признают себя нарушителями. Стоял вопрос, как обезопасить себя добросовестным игрокам бизнеса.

Ответ находим в Декрете № 7 «О развитии предпринимательства», в котором упор буквально с первой страницы делается на так называемую презумпцию добросовестности бизнеса. Это значит, что государство изначально доверяет коммерсанту в выстраивании своего дела, но если уж работаешь вне правового поля, неси ответственность по всей строгости закона.

На первом месте должна быть самодисциплина и честность, но лжепредпринимателю от санкций все равно не убежать. С 19 июля, допустим, вступает в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь», которым откорректированы положения статьи 233 Уголовного кодекса. Изменения направлены на декриминализацию отдельных составов преступлений и либерализацию уголовной ответственности в сфере предпринимательской деятельности. Если осуществлять ее, к примеру, без государственной регистрации, то теперь виновник будет нести административную ответственность. Уголовное преследование — за незаконную предпринимательскую деятельность без специального разрешения (лицензии).

Отмена действия Указа № 488 — это лишь вершина айсберга. Глубинная его суть — дальнейшее выстраивание диалога между бизнесом и государством. В этом плане обозначим еще один его аспект — советы по развитию предпринимательства при райисполкомах. Некоторые эксперты заявляют, мол, данные структуры для галочки и реально никаких проблем локального бизнеса не решают.

Советы были созданы согласно поручениям Президента, данным 22 декабря 2017 года на встрече с представителями деловых кругов. Облисполкомы и Минский горисполком должны были обеспечивать, как требовалось на самом высоком уровне, эффективную работу на постоянной основе областных и районных советов по развитию предпринимательства. А также обсуждать не реже одного раза в квартал проблемные вопросы и принимать надлежащие меры по их разрешению.

Советы есть во всех регионах республики, их председатели — представители бизнеса. Однако них состав очень неоднороден, паритет между предпринимателями и представителями госорганов мало где есть. Спрашивается, какую локальную проблему могут реально решить, если в совете, допустим, 9 бизнесменов и один чиновник? Получается, нет ясной структуры советов.

Параллельно вспомним опыт общественно-консультативных советов при ведомствах (по данным Минэкономики, их сейчас 40). Они формировались через постановление Совмина и действуют по типовым положениям. Советы по развитию предпринимательства при райисполкомах создавались каждый по своему алгоритму и между собой никак не связаны.

Бизнес задается вопросом: как должна работать вся цепочка, если, допустим, проблема предпринимателя не решилась на уровне районного совета? Она должна уйти на уровень областного совета и выше? И вообще, почему о такой насущной, насколько можно себе представить, проблеме бизнес говорит вполголоса? Хорошо, что озвучили ее на заседании ОКСа по развитию предпринимательства при Министерстве экономики в конце февраля.

Госорганы уже задумались о разработке специального положения о работе советов по развитию предпринимательства в регионах. И это хорошая новость. Лично знаю бизнесменов, у которых на эту тему уже есть наработки, и они готовы поделиться с разработчиками своими идеями.

Конструктивный диалог — вот что должно стоять во главе угла в отношениях власти и бизнеса. Если не уметь грамотно излагать свои мысли, объективно оценить ситуацию, а лишь копить волну возмущений, прогресс будет идти медленнее. А на него должны нацеливаться все заинтересованные.

uskova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter