Первые белорусские студенческие отряды отправились на целину в июле 1963-го

800 рублей – это были деньги!

Первые белорусские студенческие отряды отправились на целину в июле 1963-го. А ровно через год в составе студотряда на реконструкцию машинно-транспортной станции в Джанибеке поехал первокурсник инженерно-педагогического факультета политеха Леонид Кирилюк.

Прошло полвека, а Леонид Евгеньевич, ныне председатель Совета ветеранов стройотрядов БНТУ, рассказывает о тех временах, будто это было вчера. Так и представляются Казахстан, бескрайние степи, долгий путь в Джанибек.

Самое яркое впечатление в дороге: пока ехали, увидели пассажирские поезда без окон и дверей. Оказалось, так на Капустин Яр (полигон в Астраханской области) перевозили ракеты…

Ехали студотрядовцы через Украину, потом добрались до Волги, дальше – Уральск, 10 часов на машине по степи. Прибыли в Джанибек. А там – работа с 8 утра до 8 вечера. Леонид Евгень­евич рассказывает, как однажды ему пригодились уроки географии:

– Для бетонных работ была нужна соль. Рядом находились два соленых озера – Эльтон и Баскунчак. Пока ехали на первое, вспомнили абзац из школьного учебника по географии: «Эльтон – соленое озеро, но промышленная добыча здесь не ведется, а рядом озеро Баскунчак, где соль добывают». Взяли курс на Баскунчак, и быстро подвезли необходимый материал.

Джанибек находился недалеко от границы РСФСР. До Сталинграда – 200 километров:

– Не могли не побывать в городе-герое. Договорились с начальством, чтобы поехать на выходных. Нам выделили две машины ГАЗ-53. До города добирались 7 часов. Зато побывали на Мамаевом кургане, мельнице Гергардта, в Доме Павлова.

В Казахстане Леонид Кирилюк впервые увидел некоторых животных:

– Однажды мимо нас пронеслось стадо сайгаков (сайгаки – горные антилопы. – Прим. авт.). Навскидку их было около тысячи. Верблюды удивили: какие они быстрые! Пока ехали на машине, один бежал параллельным курсом и не отставал… А мои товарищи приручили орла. Кормили его сусликами. Потом привезли птицу в клетке в Минск. Но вскоре хищник вырвался и какое-то время летал по городу. В прессе даже писали «На улице Червякова видели орла с размахом крыльев в два метра».

Сколько заработают, студотрядовцы узнали только в конце трудового семестра:

– Я тогда был мастером и распределял деньги на отряд. Вышло, что за два месяца каждый из нас (все – от повара до командира отряда получали одинаково) заработал 800 рублей, или 20 наших стипендий. Чтобы вы представляли, сколько это, скажу, что «Знаменка» тогда стоила 2 копейки. Но деньги – это не все, что мы привезли в Минск, – каждый возвращался домой с 3–4 астраханскими арбузами...

Артем ВАСЕВ, «ЗН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter