80 лет назад в «Пионерской правде» начали печатать повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда»

Ни одна советская книга для детей среднего школьного возраста не имела такого читательского успеха. Вплоть до 1986 года она издавалась в СССР 212 раз суммарным тиражом 14 миллионов 281 тысяча экземпляров, ее перевели на 75 языков мира. 

Любопытно, что повесть выросла из сценария одноименного фильма. Аркадий Гайдар работал над ним с конца 1939 года. Первоначально главного героя звали Дункан — имя короля в трагедии Шекспира «Макбет», — но в Комитете по кинематографии возмутились: «Хороший советский мальчик. Пионер. Придумал такую полезную игру и вдруг — „Дункан“. Мы посоветовались тут с товарищами — имя вам нужно поменять». Гайдар был в отчаянии и долго перебирал имена, пока ему в голову не пришла счастливая идея дать герою имя собственного сына.

Фильм был снят тем же летом в Куйбышеве (ныне Самара), в массовке снимались воспитанники местного детдома №1. На роль Тимура пробовались будущие актёры Борис Рунге и Юрий Яковлев и даже Тимур Гайдар. В итоге роль досталась Ливию Щипачёву — сыну известного в ту пору поэта Степана Щипачёва. Премьера состоялась 31 декабря 1940 года — спустя неполных три месяца после того, как повесть начала печататься в «Пионерской правде».

Уникальность «Тимура и его команды» прежде всего в том, что ни одна другая детская книга ни тогда, ни позже не породила массового народного движения. Тимуровцы помогали одиноким старикам и семьям фронтовиков, занимались благоустройством сёл и городов, ухаживали за могилами погибших воинов. Помощь оказалась как нельзя кстати: только-только закончилась советско-финская война, на подходе была Великая Отечественная.

И что важно, эта помощь была не для галочки, не напоказ. Наоборот — добрые дела сохранялись в тайне. Гайдар как будто специально перенес действие на дачу, где над детьми не довлела ни школа, ни пионерская организация, и их доброта проявлялась спонтанно, изнутри. По мнению российского литературоведа Мариэтты Чудаковой, Гайдар в своей повести попытался воплотить «старинную и любимую» идею Достоевского — «изобразить положительно прекрасного человека».

И сегодня «Тимур и его команда» живет в памяти читателей разных поколений, в том числе и белорусских.

Телеведущая Наталья Бордиловская:

— Книга, на которой учились жить... дружить... делать бескорыстно добрые дела... Отличная книга!

Поэт Галина Сташкевич:

— О, одна из лучших книг детства! Тимуровские движения были и в нашей жизни! Для меня книги Аркадия Гайдара — ум, честь и совесть!

Главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра, народный артист Беларуси Александр Анисимов: 


— Я не только читал, но и делал с друзьями систему «телефонной» (верёвочной) связи, как у тимуровцев.

Сценарист и режиссёр Наталья Котько: 

— Я в результате влюбилась в Антошку Табакова, который Тимура сыграл в кино. [В телевизионном фильме 1976 года. — Прим. авт.]

Оперная звезда Мария Гулегина:

—Конечно, читала! И это было в школьной программе!

Пианист Дмитрий Кортес:

— Очень хотелось проходить на Тимура — особенно по причине его умения гонять на мотоцикле. Ночью. Да и с Женей у него всё удачно складывалось — тоже фактор будь здоров, когда тебе 12 лет. Или меньше даже. Но приходилось довольствоваться навязанной ролью Квакина. Пришлось найти себе Фигуру и ...ждать совершеннолетия.

Актёр и музыкант Сергей Занимонец:

—В 50-х в деревне на воротах мелом рисовали звёзды, хоть на углах и так уже были металлические красные у фронтовиков. Но дрова не рубили.

А из Самары, где снимался первый фильм «Тимур и его команда», пришло интереснейшее сообщение от музыканта Леонида Гурьянова (кстати, учившегося когда-то в Белорусской государственной консерватории:

— Разумеется, читал неоднократно и фильм смотрел. И активно участвовал в тимуровском движении. А самое главное, в театральной студии Дворца пионеров в одноименном спектакле исполнял главную роль.

juliaandr@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter