8 лет без права передачи

В последние годы в стране активизировалось строительство индивидуальных коттеджей в сельской местности. Благодаря норме, позволяющей нуждающимся в улучшении жилищных условий получить участок земли на безвозмездной основе, у слишком предприимчивых появилась возможность неплохо заработать. Пока местные жители терпеливо ожидали своего часа, столичные очередники меняли городскую прописку на сельскую.

В республике ликвидируются условия для теневого бизнеса земельными участками.

В последние годы в стране активизировалось строительство индивидуальных коттеджей в сельской местности. Благодаря норме, позволяющей нуждающимся в улучшении жилищных условий получить участок земли на безвозмездной основе, у слишком предприимчивых появилась возможность неплохо заработать. Пока местные жители терпеливо ожидали своего часа, столичные очередники меняли городскую прописку на сельскую.

Конец черному риелторству?

С приходом дачного бума стоимость земли возросла многократно. Тем не менее сельсоветы передавали ее в собственность практически задаром, а некоторым и по нескольку раз. Правда, пустующую землю продать было нельзя, а вот с фундаментом уже можно. Обладателю земельного участка не приходилось даже тратиться на стройматериалы — это уже забота будущего реального хозяина.

Недавно возбуждено уголовное дело в отношении 25-летнего жителя Минского района, который занимался продажей объектов недвижимости. На протяжении трех лет он приобретал участки, выполнял работы по устройству фундамента, консервировал строения, а затем запросто находил покупателей. В результате незаконной риелторской деятельности был получен доход на сумму более 320 миллионов рублей.

Сложившаяся в стране система предоставления земельных участков, регистрации граждан и реализации льгот имеет существенные недостатки и зачастую связана с многочисленными правонарушениями. Человек зарегистрировался в сельсовете, заключив мнимый договор найма, в действительности же продолжает проживать по прежнему адресу. Парадокс, но такие люди зачастую бесплатно получают землю и льготные кредиты. Страна теряет огромные деньги, а люди, которым земля необходима на самом деле, вынуждены ждать. Между тем в очереди на получение земли в республике сейчас стоит более 90 тысяч человек, из них 77 тысяч — нуждающиеся.

Взгляните на некоторые особняки в пригороде столицы, а также в районе Нарочи, Браславских озер: кто из их хозяев — нуждающийся? Да и сможет ли человек, десятилетиями стоявший в очереди на получение жилья, построить дом стоимостью в десятки, а то и сотни тысяч долларов. С социальной точки зрения более целесообразно продать такой участок на аукционе за его реальную рыночную стоимость и построить на вырученные деньги квартиры для тех, кто действительно нуждается.

В этом году дан старт непростой, но в то же время необходимой земельной реформе, которая призвана прекратить теневой бизнес. Соответствующие изменения предусмотрены Указом Президента № 431 «О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области изъятия, предоставления и использования земельных участков».

По словам заместителя председателя Государственного комитета по имуществу Андрея Гаева, основным методом борьбы с особо «предприимчивыми» станет запрет отчуждать как земельный участок, так и объект недвижимости, расположенный на нем, сроком на 8 лет. Кстати, он исчисляется с момента ввода дома в эксплуатацию. Продать все раньше установленного срока можно будет только сельсовету и в строго ограниченных случаях. Объекты недвижимости вправе реализовать также банк, которому они были переданы в ипотеку как залог будущих выплат.

На рыночные рельсы

Трансформируются и очереди в сельских исполкомах. Вместо них появились сформированные по новым правилам, утвержденным Советом Министров. До 1 марта граждан, желающих получить участок в пригороде для строительства дома, должны были заново пересчитать. Путем простого сложения из нескольких очередей формируется одна.

К примеру, в Боровлянском сельсовете в первой очереди за землей стоят более 2 тысяч местных жителей. Еще 100 человек желали бы переселиться сюда из других мест Минского района. Плюс 1200, в основном минчан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, мечтают о собственном доме именно здесь. В четвертой очереди несколько десятков граждан, которые в жилье не нуждаются, но тоже хотели бы получить кусочек боровлянской земли. Сельсовет все слагает и получает искомые цифры для расчетов землеустроителям. Таким образом создается единый порядок учета по всей республике.

Что касается граждан, которые подали за явления после 1 марта, то они становятся в конец созданной единой очереди. Здесь уже не принимается во внимание ни нуждаемость в улучшении жилищных условий, ни место проживания.

По новым правилам исполкомы обязаны выставлять на аукцион не менее 30 процентов от сформированных участков. Казалось бы, 70 процентов должны отдаваться очередникам. Однако, что будет в реальности, жизнь покажет. Как говорит Андрей Гаев, весь процесс отдан на откуп местным органам власти, которые должны учитывать интересы всех граждан, проживающих на соответствующей территории.

Есть еще одна проблема, на которой заостряет внимание заместитель председателя Государственного комитета по имуществу. Примерно из 40 тысяч земельных участков, предоставленных гражданам с 2009 года, документы получили 30 тысяч человек, а к возведению домов приступили только около половины. При этом, по данным комитета, более тысячи земельных участков изъято за неиспользование их в течение определенного законодательством срока.

По мнению экономистов, появляются весомые аргументы для развития предпринимательства. Субъекты хозяйствования, которые имеют в собственности капитальные строения, могут приобрести землю за 70 процентов кадастровой стоимости, а не брать, как раньше, в аренду. На основании решения местного исполкома можно использовать участки как по целевому назначению, так и для ремесленной деятельности, агроэкотуризма.

— Понятно, что никто не разрешит, например, фасовать в сарае селедку, — пояснил Андрей Гаев. — Но если человек хочет заниматься видом деятельности, который не допускает шума, не ущемляет права соседей, других субъектов, то почему бы и нет. Если исполком даст на это разрешение, то земельный налог он будет платить пропорционально используемой площади. Так что земельные отношения становятся более справедливыми, рыночными и в то же время либеральными.

Условия диктует время

Если рассмотреть анализируемые вопросы с позиции рядового собственника, положение вполне нормальное. Да, очередь на землю в республике есть, и немаленькая. Движется она не так быстро, как хотелось бы, хотя довольно уверенно. Новые правила позволяют упростить все процедуры и сделать их более доступными. Но давайте взглянем на ситуацию объективно.

Все свободные земельные участки принадлежат местным исполнительным комитетам. В идеале они и должны следить и содержать этот земельный фонд в пригодном состоянии. На деле же новоявленным собственникам чаще всего достаются холмистые участки, заросшие бурьяном и многолетними сорняками. Кроме того, основные коммуникации, как вода, электричество, газ, подведены в основном к участкам, расположенным вокруг крупных городов и вдоль дорог республиканского значения.

Сейчас в Беларуси порядка 30 тысяч участков считаются свободными и занесены в соответствующий перечень. Тем не менее очередь на землю от этого меньше не становится. Интересный парадокс, который имеет очень простое объяснение — почти все хотят получить землю недалеко от крупных городов или в 10—15 километрах от столицы. Почти половина сегодняшних очередников зарегистрирована в Минской области. При этом львиная доля желающих приходится на Минский район. Очередь насчитывает около 23 тысяч человек, а свободных участков только немногим более 300. Чтобы их хватило на всех, нужно раздать в частную собственность пахотные земли, а это нереально.

— Тем, кто желает строиться в сельсоветах, где свободных участков уже нет, будет предложена территория в других сельсоветах, — подчеркивает председатель Минского облисполкома Борис Батура. — На это надо ориентировать людей. Предоставлять земли сельхозназначения никто не будет. Все хотели бы участок у речки, озера, с развитой инфраструктурой, чтобы пришел — и живи, но такого не будет. Подходы уже определены, — заметил он.

 Участки полностью распределены в сельсоветах, прилегающих к кольцевой — Боровлянском, Ждановичском, Колодищанском, Сеницком и других. При этом в них состоят на очереди от 1 тысячи до 3,5 тысячи граждан. В остальных исполкомах осталось от 10 до 70 участков, от которых люди отказываются, ожидая лучших в конкретных населенных пунктах, как правило, в крупных. Так, в Заславле зарегистрировано более 1100 человек, а свободных участков только 45. Площади выделяются, но очередь не уменьшается, поскольку на место получивших землю сразу приходят новые.

В то же время в большинстве районов Минщины свободных участков вполне достаточно. Среди них Березинский, Вилейский, Воложинский (за исключением Раковского сельсовета), Клецкий, Копыльский, Крупский, Любанский, Мядельский (за исключением Нарочского, Занарочского и Слободского сельсоветов) районы и ряд других.

Сейчас речь идет об уплотнении застройки конкретных населенных пунктов. В Миноблисполкоме надеются, что индивидуальное жилищное строительство даст импульс для дальнейшего развития сел, так как некоторые из них вымирают.

— Почему не окольцевать эти деревни индивидуальным жилищным строительством, а может, и централизованно при наличии инвестора? Это и экономия бюджетных средств на создание инженерных сетей, дорог, и незадействование земель сельхозназначения, — сказал на встрече с журналистами Борис Батура.

Сейчас исполкомы определяют перечень населенных пунктов, где участки предоставляются только нуждающимся в улучшении жилищных условий. Где есть спрос, очередь, там, конечно, есть и потребность в проведении аукционов. Исполкомы при формировании земельных участков должны обеспечить хотя бы минимальную инфраструктуру, чтобы туда можно было подъехать, чтобы была электроэнергия. На это нужны средства. И получить их можно от проведения аукционов. Это как раз тот механизм, который позволяет найти деньги в местный бюджет и направить их на развитие инфраструктуры.

Александр ШЕВКО, «БН»

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter