8 гигабайт серебра

Два года ушло у работников Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, чтобы оцифровать один из самых больших и уникальных европейских кладов - Козьянковский...

Два года ушло у работников Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, чтобы оцифровать один из самых больших и уникальных европейских кладов - Козьянковский. В итоге на XIII Международном фестивале АДИТ (российская ассоциация, занимающаяся автоматизацией и компьютеризацией музейной деятельности) DVD-диск, содержащий изображения и полное описание более чем 7,5 тысячи серебряных дирхамов, был удостоен диплома в одной из номинаций. И неудивительно. Интерес к коллекции древних арабских монет проявляют не только нумизматы-любители. По мнению профессиональных историков, ее детальное исследование способно пролить свет на многие тайны, которые хранит город, считающийся колыбелью белорусской духовности.


О том, что в Софийском соборе выставлены копии нескольких десятков монет из клада, найденного в 1973 году у полоцкой городской окраины, возле деревни Козьянки, пожалуй, знают многие. Однако возможность видеть все 7.663 арабских дирхама до сих пор была лишь у считанных специалистов.


Как и положено настоящим раритетам, тоненькие серебряные монеты, чеканившиеся в Африке, Центральной Азии и игравшие в VIII - XI веках роль "единой валюты" на пространстве между Черным и Балтийским морями, лежат в массивном сейфе. Попасть в хранилище нелегко. Под громкое клацанье ключа в замке хранитель коллекции драгметаллов музея-заповедника Инна Песина готовит меня к встрече с раритетами:


- По одной из версий, Козьянковский клад, который в общей сложности весит почти 20 килограммов, является разбойничьей казной. Самая древняя монета в нем датирована 738 - 747 годом. На некоторых нацарапаны рисунки - граффити. А несколько экземпляров, отчеканенные где-то в районе современного Туниса, и вовсе уникальны. Их нет больше ни в одной музейной коллекции мира.


И вот наконец сейф открыт. Каждая монетка лежит в индивидуальном бумажном конверте. Извлекаю одну из них. В моих руках оказывается дирхам, отчеканенный в 914 году на монетном дворе Самарканда во время правления Наср ибн Ахмада. Думаю, нумизматы со стажем многое отдали бы за то, чтобы оказаться на моем месте. Теперь это не проблема. Похожую экскурсию, правда, виртуальную, может совершить любой желающий. Тамара Джумантаева, заместитель директора по научной работе Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, не скрывает радости от того, что титанический, почти 40-летний труд ее коллег наконец выставлен на всеобщее обозрение:


- Маркировать монеты в коллекции нельзя. Если их все высыпать в экспозицию, затем будет очень сложно разложить по местам. Ведь надписи отчеканены на куфи - разновидности арабского языка. Поэтому клад никогда полностью и не выставлялся. Специалистов, которые могли бы изучить и подробно описать находку, на просторах СССР были единицы. Один из них - доктор исторических наук, профессор Валентин Рябцевич преподавал в Белгосуниверситете. Ему и принадлежит львиная доля исследований, использованных нами в DVD-проекте.


Виртуальный клад - дань памяти и уважения В.Рябцевичу, ушедшему из жизни в 2008-м. Заведующий научно-информационным отделом Полоцкого историко-культурного музея-заповедника Виталий Гаврилов лично сделал для уникальной компьютерной программы около 16 тысяч фотографий. Поэтому информации на диске и набралось на 8 гигабайт.


Вскоре оцифрованный вариант Козьянковского клада должен появиться в инфокиосках, которые планируется установить в полоцких музеях. И возможно - в интернете. Технологии позволяют. А ведь замечательная мысль! Чтобы привлечь внимание любителей истории и туристов к Полоцку, который в следующем году отпразднует свое 1150-летие. Говорят, в связи с этим ЮНЕСКО намерено объявить 2012-й "годом Полоцка".

 

Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter