Цимбалистка Юлия Варзарь прививает ученикам любовь к музыке и Родине

78 струн души

Танцевальная, клубная, электронная музыка, зарубежная и российская попса, рок и хип–хоп — таковы музыкальные предпочтения современной молодежи. Классика многим кажется скучной, народные инструменты и вовсе — архаизмами, которым место разве что в музее или  сельском клубе. Молодой специалист Юлия Варзарь, по распределению после Могилевского музыкального колледжа имени Римского–Корсакова попавшая в детскую школу искусств города Чаусы, уверена — так говорят те, кто ни разу не был на живом классическом концерте: «Игра инструменталистов или народников–виртуозов может доставить не меньше удовольствия, чем выступление эстрадной звезды». К виртуозам 21–летняя Юля себя не причисляет, но в свой инструмент влюблена с детства. А выбрала Варзарь, уроженка Молдовы, белорусские цимбалы. Теперь с помощью этого волшебного, как она говорит, инструмента прививает ученикам любовь не только к музыке, но и к Родине, своим корням.


В детскую музыкальную школу Юлю 13 лет назад привела ее мама Родика. Увлекавшаяся в свое время вокалом, она решила: музыкальное образование дочери не помешает — хотя бы для общего развития. И записала ее в класс фортепиано. Только Юля из пианисток вскоре переквалифицировалась в цимбалистки:

— Пианистов слишком много, а мне было куда интереснее освоить непопулярный инструмент. Незаслуженно, отмечу, непопулярный. Цимбалы ведь очень эмоциональные, с богатой музыкальной палитрой. Могут звучать и как фортепиано, и как колокола. Венгерские цимбалы, востребованные у меня на родине, — самые тяжелые из всех. Огромные, на 4 ножках, с плотным бархатным «голосом». Я выбрала белорусские — в них 78 струн, «поют» они тоньше, чище. И весят меньше — около 16 килограммов.

С белорусскими цимбалами молдаванка Юлия, которая всего год работает в детской школе искусств, уже успела познакомить не только своих учеников. В Чаусском районе ни одно мероприятие не обходится без талантливой наставницы, участвует она и в областных праздниках, республиканских конкурсах. Признается:

— Белорусские цимбалы созданы для того, чтобы на них исполнять народную музыку. На концертах играю «Касiў Ясь канюшыну», «Пайшла, нiколi ўжо не вернешся, Алеся»... Какие–то мелодии в привычном формате, какие–то — в современной интерпретации. Мне нравится, когда народные песни получают новую огранку, нравятся белорусские напевы в аранжировке председателя Ассоциации белорусских цимбалистов Евгения Гладкова. И классиков очень люблю. Лучший композитор для меня — Мусоргский. Помимо его произведений, исполняю еще Генделя, Вивальди.


Понимая, что 6 — 10–летним мальчикам и девочкам до классики еще надо дорасти, для них молодой педагог подбирает другой репертуар. Играет напевные «Саўка ды Грышка ладзiлi дуду», «Едет–едет паровоз». Но программными вещами не ограничивается. Потому что уверена: чтобы заинтересовать детей, учитель должен быть заводным, креативным и — с ними на одной волне:

— Если ученики просят, разучиваем на цимбалах их любимые песни. Например, «Моя невеста» Егора Крида или «Миллион алых роз» в его импровизации. Для цимбал нет ничего невозможного — «споют» что угодно.

Несмотря на привязанность к этому инструменту, народница Варзарь не зациклена на одном музыкальном направлении. Как оказалось, ей близок русский рок: «Мумий Тролль», «Би–2». «Мой рок–н–ролл» Левы и Шуры из «Би–2» на ее цимбалах звучит изумительно.

Директор школы искусств города Чаусы Инна Шарковская на молодого специалиста не нарадуется:

— Побольше бы таких. Юлия — прекрасный педагог, преподает не только в Чаусах, но и в нашем сельском филиале — в Волковичах. С ее появлением цимбалы зазвучали по–новому, соответственно стало больше желающих научиться на них играть. Помимо этого, она занимается музыкотерапией в центре арт–терапии, работающем при нашей школе искусств, — помогает развивать творческие способности у детсадовцев, детей и подростков с особенностями психофизического развития, молодых инвалидов. А еще Юлия — вокалистка, пишет стихи. Очень хотим, чтобы она навсегда у нас осталась. Обещала, дескать, жениха в Чаусах найду и никуда уже не уеду.

Замуж Юлия пока не собирается. Хотя ее стихи все больше о любви. И музыку сочиняет лирическую:

— Пока у меня они вместе никак не сходятся, так что, играя на цимбалах, пою чужие песни. Например, из репертуара Петра Елфимова. Но в будущем мечтаю о собственном сольнике. В Чаусах мне нравится: и коллектив, и дети, а главное — профессия. Для меня работа — это хобби, за которое еще и платят. Так что в большой город перебираться после отработки не планирую. Я не урбанистка, и это, наверное, наследственное.  Наша семья жила в самом центре Кишинева, но однажды мама, устав от шума и городской суеты, решила перебраться в Беларусь. В небольшой поселок под Могилевом, куда из Молдовы когда–то переехали ее друзья. Там я пошла во второй класс, там узнала и полюбила белорусский язык, белорусскую культуру.

Там и сегодня живет моя мама, работает на птицефабрике. Я ее навещаю. В Кишинев, на родину, езжу лишь раз в год — летом, к родне. А еще — в Румынию, в Бухарест — к бабушке. Она учит меня готовить молдавские национальные блюда: плацинды — лепешки с разной начинкой (творогом, картошкой, тыквой или зеленью); культовую заму — суп, похожий на ваш борщ, но замешанный на квасе. Эти навыки мне очень пригодятся, когда появится своя семья, детишки. Детей я очень люблю. У меня есть младший брат, который тоже занимается в музыкальной школе. И тоже выбрал народный инструмент — баян, чему я очень рада.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter