75 процентов: формат, личный вкус или поиски лучшего?

1 января исполняется три года пресловутым 75 % белорусской музыки в эфире FM-радиостанций. Разговоров и горячих споров с введением этой нормы было немало...

1 января исполняется три года пресловутым 75 % белорусской музыки в эфире FM-радиостанций. Разговоров и горячих споров с введением этой нормы было немало: некоторые радийщики негодовали (все-таки три года назад белорусская эстрада была не так развита), кто-то из музыкантов радовался возможности стать известнее. Прошло время, а тема осталась актуальной. И споры по поводу процентов не прекращаются… Часть музыкальных редакторов радиостанций по-прежнему сетуют на отсутствие качественной белорусской музыки в таком объеме, а многие исполнители, в свою очередь, жалуются, что не попадают под формат. Так помогли ли 75 % белорусской культуре? Сегодня участники рубрики «Культурный спор» рассуждают о  формате, настроении и субъективности. 

«Мало  песен  на  родном  языке.  Жаль…» 

Евгений Толкачев — музыкальный редактор Первого национального канала, канала «Культура» Белорусского радио: 

— Первый национальный  канал и канал «Культура» в своем вещании опираются на лучшие произведения отечественной музыки разных жанров. На Первом канале в основном преобладает песенный жанр, на «Культуре» к тому же звучат симфонические, оперные, камерные, хоровые произведения, в том числе написанные в наши дни. Хотя, я думаю, нет плохих жанров и хороших: сами слушатели и работники радиостанций пытаются объяснить все форматом. 

— То, что мы слышим в эфире, это конкретная работа конкретного человека (музыкального редактора). Можно ли в таком случае говорить, что звучащая музыка — это чей-то личный вкус? 

— По поводу подбора композиций — это действительно субъективный момент. Жанровую политику формируют музыкальные редакторы и руководители. Но ведь объективно все мы стараемся познакомить слушателей с тем, что нам нравится, что мы считаем лучшей музыкой. Хотя сложно отделять свои вкусы от аудитории. Самый идеальный вариант — когда они совпадают.    

Что касается формата, то достаточно сложно говорить, какой должна быть песня, чтобы она присутствовала на нашем канале. Ведь есть композиции, которые появятся в эфире пару раз, есть песни, даже именитых авторов и исполнителей, которые звучат редко в силу тех или иных причин. А есть шлягеры, которые можно слушать всегда, и они не надоедают...  Первый канал — это радио для всех. Помимо современной эстрады, в нашем эфире белорусская музыка прошлых лет: чаще  звучат народные, заслуженные артисты и коллективы, песни в стиле ретро, романсы, музыка театра и кино,  шансон, джазовые, инструментальные композиции. К сожалению, в последнее время у нас мало качественных песен на родном языке, это общая проблема для отечественной культуры. 

— Можно ли однозначно ответить: 75 % — это много или мало? 

— Давайте не будем заострять внимание на цифре 75. Корректнее будет сказать 3/4 эфира. Мне нравится работать с белорусской музыкой, для меня это органично. А еще это хорошая поддержка отечественных авторов и исполнителей. Я сам заканчивал Белорусскую академию музыки и неравнодушен к тому, что делают мои коллеги. А ведь бывает очень обидно, что хорошая музыка не востребованна в своей стране. Поэтому вполне естественно, что Белорусское государственное радио должно работать с отечественной музыкой, воспитывая и расширяя культурный уровень слушателей на лучших произведениях разных жанров. 

«Плохая  калька  на  российскую  эстраду» 

Владимир Ушаков — продюсер группы «Детидетей», художественный руководитель Современного художественного театра: 

— Группа «Детидетей»  не зарабатывает денег своими концертами или продажей дисков, то есть это проект пока некоммерческий. Вместе с тем у команды есть своя публика, которая поддерживает именно такое музыкальное восприятие мира. Если же говорить о продвижении коллектива на радио, то некоторые радиостанции с удовольствием берут наши песни, мы для них формат. Другие же говорят, что творчество скучное, неинтересное, не ложится на слух. Мне кажется, это просто вкусовщина конкретных людей, которые боятся всего непохожего. Казалось бы, 75 % — это достаточное количество музыки. Но музыкальные редакторы одновременно жалуются на отсутствие ярких исполнителей и песен, и вместе с тем все, что не похоже на попсу, сразу отметается и не попадает в плей-листы. Сейчас аудитории не предоставляется весь срез белорусской музыки. А ведь это задача именно музыкальных редакторов — искать что-то новое, запоминающееся, и не должен продюсер упрашивать поставить песню команды. У нас же получается калька на российскую эстраду: есть десяток исполнителей, которых крутят постоянно. 

— Получается, из-за 75 %-ного формата эфиры заполнены однотипной, зачастую непрофессиональной музыкой?.. 

— Иногда то, что я слышу по радио, довольно примитивно и неконкурентоспособно. Думаю, музыкальные редакторы должны уметь конкретно обосновать причину, по которой композиция не может попасть в эфир. Например, один из белорусских телеканалов не взял в ротацию клип группы «Детидетей», потому как он показался им… низкобюджетным, хотя другие каналы крутили его без всяких претензий. Сейчас вот группа попала в «Серебряный граммофон» на ОНТ, где одновременно с ней там будут выступать «Крама», «bez bileta» — видно, всем уже надоела попса, захотелось некоторого «неформата». Я уверен, чем «неформатнее» и «неформальнее» коллектив или песня,   тем больше шансов, что у них будет будущее. 

— Группа «Детидетей» образовалась в 2005-м, в год, когда на радио появились 75 %. Эти проценты помогли команде или все осталось без изменения? 

— В значительной степени эта цифра на нашу судьбу в эфире не повлияла. Даже те радиостанции, которые ставят наши песни, делают это «ненавязчиво». На самом деле, 75 % — это хорошая поддержка национальной культуры, я бы ввел такой формат во все сферы культуры: эстраду, театр… Но ведь основная задача при этом — найти в шелухе лучшее. А мы же любим повторяться, в этом наша основная проблема и в этом опасность. Именно поэтому мы пока не дотягиваем по качеству эти 75 %. Для того, чтобы заинтересовать людей, всегда нужно быть первичным и не быть пародией на того, кто уже есть.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter