Какие тайны хранит музей знаменитого Дома на набережной

70 метров памяти

Перешагиваешь порог, и ты в другом измерении. В зазеркалье Истории. Второго такого музея в мире нет, как не было и нет в мире второго такого дома, историю, быт, дыхание которого хранит музей «Дом на набережной».

Днем рождения музея считается 12 ноября 1989 года. Сначала он был в полном смысле слова народным.

В двух тесных комнатах и прихожей бывшей квартиры охранника, всего на 70 квадратных метрах, разместилась эпоха...

Трогательный, полумистический факт, о котором при случае вспоминает директор музея, вдова писателя Юрия Трифонова Ольга. Как–то в ее кабинет ворвался напористый посетитель, оказавшийся... внуком того самого начальника вахтеров всех 24 подъездов дома, в квартире которого расположен музей. И рассказал Ольге Романовне, как была устроена квартира его деда. Рассказал и нарисовал план жилища. Сын за отца не отвечает, а уж внук за деда — тем более.

Для пущей наглядности на самом видном месте в зале музея брошена свеженькая фуражка энкавэдэшника, сшитая на заказ — ядовито синяя тулья, кроваво–алый околыш, острый, как край саперной лопатки, козырек...

Композицию довершают список жертв сталинских репрессий — от потолка до пола, и жутковатая инсталляция — десятки фотографий узников ГУЛАГа за колючей проволокой. Освежеванные судьбы, развешенные на смертельных крючьях режима.

Из примерно 800 репрессированных жителей Дома 304 человека были расстреляны. Их жены и родственники (те, кто не донес на мужей и близких) были отправлены в лагеря на 5–8 лет.

Вот на стенде скорбный мартиролог жителей дома, погибших на фронтах Великой Отечественной. Многим из них не было и двадцати, а некоторым и восемнадцати лет. Сыновья летчика Бабушкина Михаил и Олег, Герой Советского Союза Рубен Ибаррури, друг детства Юры Трифонова Лева Федотов... (В музее есть тематическая экскурсия, рассказывающая о жителях дома — участниках Великой Отечественной войны).

Что ни предмет, то метафора времени. Кофейная чашечка с надписью «Дело Ленина живет и побеждает». Обеденная тарелка с идеологическим призывом, который поколению фастфуда и пепси покажется диким: «Общественное питание — под огонь рабочей самокритики!».

Уродливая металлическая вешалка для верхней одежды из особо прочной стали, подаренная Сталиным дочери Светлане. На другой вешалке висят заботливо убранные в прозрачные чехлы два генеральских кителя. Полярного летчика, одного из первых Героев Советского Союза Ильи Мазурука и сына автора Гимна Советского Союза и бессмертной баллады «Вставай, страна огромная!», основателя знаменитого ансамбля песни и пляски Красной Армии Александра Александрова — Бориса. (Борис Александрович долгое время руководил этим ансамблем).

Днем рождения музея считается 12 ноября 1989 года. Сначала он был в полном смысле слова народным. Его задумала и организовала Тамара Тер–Егиазарян — сестра видного комсомольского деятеля «товарища Тера» и жена известного специалиста по обработке мехов, работавшего в Китае.

Тамаре Андреевне было за 80, но ее фантастичной энергии и жизнестойкости завидовали и правнуки. (Она, например, играла в большой теннис в спортзале над Театром эстрады — бывшем клубе ВЦИК). Тер–Егиазарян с помощью известного летчика, одного из первых Героев Советского Союза Николая Каманина (он был парторгом дома) выбила для музея ту самую квартиру охранника, да еще и присоединила к ней 20 «квадратов».

Со временем народный музей стал муниципальным, а затем и государственным.

Все экспонаты — дар детей, внуков и правнуков, или... находки на местных свалках. Бывало, потомки кремлевских небожителей выбрасывали не только их казенную утварь, но и уникальные архивы, фотоальбомы, книги, рукописи, документы, представляющие историческую ценность. Что говорит само за себя — на перекрестке эпох многие демонстративно открещивались от прошлого своих близких. (Подавляющее большинство детей и внуков «бывших» теперь живут за границей. В доме осталось не более 30 семей сановитых родственников.)

Редчайший экспонат — напольная американская радиола с множеством выдвижных шкафчиков для пластинок. Одна из двух, подаренных Рузвельтом Сталину.

Радиоприемников в музее несколько, но один из них уникален. Он сделан политзаключенными на одном из заводов ГУЛАГа и стал стартовой моделью для серийного производства.

Часы швейцарской фирмы «Лонджин» (Longines) 1940 года выпуска. Их подарили музею родственники «красного директора» Сергея Балахнина (члена РСДРП с 1905 года). Небольшую партию таких часов в дар защитникам Москвы в сентябре — октябре 1941 года в Москву отправил президент США Рузвельт.

Самый трогательный экспонат музея — чучело пингвина. И здесь своя история. В одной из экспедиций в самолет летчика Мазурука забрался пингвин. Так «зайцем» и долетел до Москвы. Какое–то время жил в квартире летчика, но старость встретил в зоопарке. А потом стал чучелом, встречающим гостей музея грустной улыбкой.

Илья Мазурук белорус. В июле отмечали его 110–летие. Родился в тогдашнем Брест–Литовске (Бресте). Сын рабочего, сам с 14 лет — сначала чернорабочий на железной дороге, потом ученик и помощник машиниста. Стал великим летчиком.

18 марта 1957 года на самолете Ан–2 летчик Мазурук впервые в мире совершил посадку на вершину айсберга в Антарктиде. А вообще 254 раза садился на дрейфующие льды. Дом на Берсеневской набережной Мазурук называл «настоящим заповедником мысли». В музее «Дом на набережной» хранятся его гипсовый бюст и фото в раме — Мазурук с молодой женой. Оба заразительно счастливы...

Досье «СОЮЗа»

Выходные в музее «Дом на набережной» — понедельники и последняя пятница месяца. Каждое третье воскресенье — бесплатное посещение. Полный входной билет стоит 100 рублей, льготный — 50 рублей.

Экскурсионные билеты в группах (один академический час): 1–3 человека — 600 рублей; 4–9 человек —1530 рублей;10–15 человек — 2250 рублей.

Сергей Рыков

rykov.tribuna@yandex.ru

Фото Романа  ЩЕРБЕНКОВА

Советская Белоруссия № 197 (25079). Четверг, 13 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter