60 рабочих вопросов в интерьере домашних хозяйств

В стране завершилось первое выборочное обследование домашних хозяйств по изучению проблем занятости...

В стране завершилось первое выборочное обследование домашних хозяйств по изучению проблем занятости. Есть ли рабочее место или собственное дело, как трудоустраиваются, удается ли найти работу по специальности... Интервьюеры постучали в двери 7 тысяч домов и квартир. В Гомельской области больше тысячи таких адресов. Накануне по некоторым из них прошлась и корреспондент «СБ».


Отдел статистики труда и заработной платы главного статистического управления Гомельской области напоминает... переговорный пункт. Ирина Рыбак, руководитель отдела, работает на две трубки. Мобильная — для связи с интервьюерами, стационарная — с жителями:


— Первые два дня звонило много людей. Одни интересовались, в чем суть опроса, другие уточняли, почему пришли именно к ним...


— Кстати, действительно, почему?


— Адреса определялись случайным методом на основе базы данных последней переписи населения. Поэтому есть и пенсионеры, и студенты.


География тоже разнообразна. На Гомельщине в «поле изучения» попали 14 городов и 10 сельских Советов. Есть такие районы, которые интервьюеров пока вообще не увидят. Среди них Брагинский, Ветковский, Кормянский, Наровлянский и Хойникский...


Опросом в регионе занимаются около 30 привлеченных специалистов. Это люди самых разных профессий. Немало пенсионеров, есть педагоги, бухгалтеры, производственники, которые могут выкроить свободное время, чтобы за отпущенные 10 дней пройти по нужным адресам. На каждого в среднем приходится от 30 до 40 домашних хозяйств.


Уточняю схему действий. Сначала заранее уведомить хозяев письмом–обращением, потом согласовать время прихода, дальше встретиться и получить ответы на вопросы анкеты — их, к слову, 60. То есть по одному адресу пройти трижды. Каждые два дня — сдача заполненных анкет. Если вкратце, вот и вся работа. А если в режиме реального времени... Меня отправляют по нужным адресам, правда, заранее убедившись: не при броском ли я макияже и одета ли демократично. Оказывается, в интервьюерах все должно быть золотой серединой: внешний вид, выдержка, умение расположить и даже найти выход из экстремальной ситуации, ведь ходят специалисты одни, без охраны.


Моего «наставника» Тамару Забаровскую, гомельскую пенсионерку, в прошлом руководящего работника статуправления, примечаю издалека. Обязательный атрибут интервьюера — зеленый портфель — исключает лишние вопросы. Еще один аргумент — удостоверение. О работе рассказывает с улыбкой. Но при этом не скрывает, что в «душевном» общении случается всякое:


— Есть люди, которые сразу не идут на контакт. Приходится убеждать, объяснять. Ведь от каждого человека зависит полнота картины, которая в итоге сложится после опроса. Сегодня многие из неработающих горожан не состоят на учете в службе занятости, многие имеют несколько рабочих дней в неделю... Рассказываю — понимают. Пока все складывается хорошо.


В квартире, куда мы направляемся, нас ждут в 11.00. Время назначила хозяйка. 23–летняя Ирина приглашает зайти. Тамара Николаевна пристраивает бумаги на полочке в прихожей. Барышня охотно отвечает на вопросы. Полгода назад окончила университет. По специальности — учитель белорусского языка и литературы. Однако планы изменились. Сейчас ищет место работы, не связанное с педагогикой:


— Я уже зарегистрировалась в службе занятости. Скоро начнутся курсы секретарей–референтов. Буду учиться.


Тамара Николаевна профессионально строчит ручкой. Одновременно проговаривает вслух следующий пункт анкеты:


— Если бы вы получили подходящую работу, то могли бы приступить к ней на протяжении ближайших двух недель?


Хозяйка согласно кивает головой. Ничто не сдерживает. Фермы, бизнеса, дачных соток, ремесла — нет этого... На все про все у специалиста уходит чуть больше 20 минут. За порогом Тамара Николаевна переводит дыхание и смотрит на часы:


— Следующий адрес после рабочего дня.


Я же держу путь в деревню. Поселок Ченки оказался единственным в Гомельском районе, где проводится обследование. Пусть пригородный, но все–таки с сельским укладом. Местный специалист Янина Осипова ждет меня у сельсовета, где трудится техническим работником. Обеденный перерыв тратит на обход:


— Пойдем по «сложным» адресам, где я уже была дважды, но хозяев пока не застала. Возможно, сейчас получится.


— Наверное, у вас больше времени уходит на опрос, чем в городе? Ведь у сельских жителей еще и подсобное хозяйство, которое тоже нужно отметить.


— Сегодня мало кто держит живность. В Ченках таких по пальцам пересчитать. Город рядом. Больше десятка уже опросила, и пока ни одного, кто бы имел корову, свиней...


Первый адрес — дом по улице Октябрьской — со следами недавнего пожара. Достучаться невозможно. Надежда на соседей. Вдруг хозяева появятся, им передадут координаты интервьюера. Следующие два адреса по Солнечной — монолитные ворота, за которыми добротные особняки, — тоже встречают глухим молчанием. А вот на Речную пришли не зря. В квартире многоэтажного дома семья предпринимателя в сборе. Все при деле. А вот живности и огорода нет. Времени на это просто не хватает. Янина Николаевна быстренько вооружается анкетой. До конца обеда аккурат успеет. Остальное — вечером, после работы.


Кстати


Выборочное обследование домашних хозяйств по изучению проблем занятости будет проводиться ежеквартально. В опросе участвуют члены семьи 15 — 74 лет. Всего в Беларуси за год по этой теме будет обследовано 28 тысяч домашних хозяйств.


Компетентно


Елена Кухаревич, заместитель председателя Национального статистического комитета:


— Обследования на предмет занятости и безработицы регулярно проводятся во всем мире. Они важны как для государства в целом, так и для каждого жителя страны. Результаты обследования позволят оценить ситуацию на рынке труда в Беларуси, а также разработать эффективную программу занятости населения и переподготовки кадров. Кроме того, они помогут внести необходимые изменения в сферу образования — увеличить набор на востребованные специальности и уменьшить на те, которые не пользуются спросом. Не менее важна информация, полученная в ходе обследования, и для каждого жителя Беларуси. Те, чья специальность невостребованна, вовремя пройдут переквалификацию. Абитуриенты смогут выбрать те профессии, в которых нуждается государство, чтобы стать впоследствии востребованными специалистами.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter