Как сооружают паром бойцы 557-й инженерной бригады?

6 минут на сбор парома! Хоть днем, хоть ночью

РАННИМ утром на полигоне Бережаны Гродненского района уже вовсю гудит техника. По небольшому песчаному берегу у широкого Немана разъезжают военные КрАЗы. Водители в очередной раз проверяют состояние машин и спешно повторяют алгоритм будущих действий. Знакомьтесь, это бойцы понтонно-мостового батальона 557-й инженерной бригады, которые уже больше двух недель находятся здесь на полевом выходе. Нынешний день для них особенно важный:

— Сегодня военнослужащие батальона покажут, на что способны, — встречает меня капитан Роман Ольшевский. — Они будут сдавать норматив по сборке 60-тонного парома.



К экзамену солдаты и сержанты готовились несколько месяцев. Этот элемент — один из важнейших в процессе обучения, потому важно, чтобы каждый военнослужащий четко понимал, что и как нужно делать. Почему? Батальон регулярно выполняет задачи подобного рода, наводит переправы и собирает паромы в разных уголках республики.

— На нас в этом деле можно положиться, — продолжает капитан. — Поэтому подразделению доверяют самые важные и ответственные задачи. Мы, например, наводили временную переправу и обеспечивали движение транспорта через Припять под Житковичами, пока строители занимались возведением нового моста. 

Чтобы еще больше повысить заинтересованность срочников, сдачу норматива превратили в мини-соревнование: три взвода на конкурсной основе будут выяснять, кто из них быстрее и лучше. Победителей награждают небольшими призами. 

Что конкретно будет происходить? Команды из трех расчетов — по три человека в каждом — будут по очереди собирать паром. Процесс напоминает работу с простым конструктором, вот только вместо пластиковых деталей здесь многотонные звенья. Военнослужащим нужно справиться с задачей максимально оперативно: чтобы получить оценку «отлично», придется закончить за 6 минут, «хорошо» — за 8, «удовлетворительно», если наведешь переправу за 11 минут.

Младшие сержанты Сергей ОМЕЛЮСИК и Роман ИЛЬЮЧИК

Перед тем как приступить к сбору конструкции, проводят водную разведку местности: пара военнослужащих на катере выходят на реку, проверяют глубину в нескольких местах, выясняют —  илистое дно или песчаное.

Этот участок Немана, говорит капитан Ольшевский после проведенной разведки, идеально подходит для выполнения поставленной задачи: берега песчаные, спуск не обрывистый, а глубины на всей протяженности реки хватит для прохождения парома. 

Техника стоит наготове, расчеты ждут команды и по свистку приступают к выполнению норматива. Из КрАЗов высаживаются по два номера расчета, открывают замки на береговом звене на борту машины. Автомобили тем временем медленно подают назад и немного заходят в воду. В этот момент старший сигнализирует водителю: пришло время для сброса звена. Многотонную конструкцию плавно опрокидывают с платформы автомобиля. В фонтане брызг замечаю, что она начинает раскрываться еще до падения в реку. 

Капитан Роман ОЛЬШЕВСКИЙ
Это самый ответственный момент! Военнослужащий удерживает тяжелое звено, которое уже начинает сносить течением, на обычном канате. Если справится, значит, дело почти сделано. Нет — придется «догонять» элемент по реке. Сейчас все прошло отлично: парни выдержали и подтянули речные звенья поближе. 

Далее — слаженная командная работа. Один военнослужащий стоит на берегу и контролирует, чтобы береговое звено не уносило, а двое готовят его к сцепке с другим. Ребята ловко орудуют понтонными рычагами и координируют действия с товарищами на втором звене. Здесь нужно практически идеально приставить части парома. Если не получается, положение исправляется с помощью багров. А в момент стыковки солдаты быстро закрывают соединительные замки. Точно такой же алгоритм действий и с третьим элементом огромного конструктора. 

Отсчет времени заканчивается в тот момент, когда 60-тонный паром полностью готов к использованию: он стоит перпендикулярно берегу, выставлены аппарели для заезда техники, а три расчета находятся на плавсредстве и стоят в строю. 

Мокрые и тяжело дышащие старшие номера расчетов четко рапортуют офицеру о выполнении боевой задачи.

— Справились чуть больше чем за 7 минут, — называет результат капитан Ольшевский. — Значит, получилось выполнить задачу на оценку «хорошо». Результат достойный. 

Теперь можно отдохнуть и расслабиться. А заодно немного рассказать о себе и своей роли в этом процессе. Вот, например, уроженец Лидского района рядовой Александр Брейво. Для него это уже третий полевой выход.

— Моя задача — четко и неукоснительно следовать приказам 1-го номера расчета. А потом быть предельно внимательным и осторожным. Исход в этом деле определяют десятки сантиметров. Например, если при погрузке звена отойти слишком далеко, можно просто утопить КрАЗ. 

В расчете с рядовым Брейво младшие сержанты Роман Ильючик и Сергей Омелюсик. Парни понимают друг друга с полуслова. И причин такому четкому взаимодействию, выясняю, несколько.

— Дело в том, что мы оба из Лунинецкого района, — рассказывают Роман и Сергей. — Хорошо знали друг друга до призыва и оказались в 557-й инженерной бригаде в одно и то же время. Для нас это огромный плюс: при сборке парома мы точно не будем путаться друг у друга под ногами. 

Как делят обязанности? Младший сержант Ильючик — 1-й номер расчета — выбирает подходящий момент для сброса звена в воду, а потом координирует стыковку еще с одним элементом. Омелюсику как 2-му номеру расчета доверили удерживать его на воде после сброса с машины и выставления всего необходимого оборудования.


Напоследок военнослужащие делятся впечатлениями:

— Именно такие полевые выходы, где нужно преодолевать себя и работать на команду, запоминаются ярче всего. Никогда не забудем, как собирали паром зимой. Дело было ночью, в условиях минимальной видимости. Там все делали по свисткам, буквально на ощупь. Естественно, вымотались и устали. Но остались довольны результатом.

avramenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter