507 миллиардов рублей подарим заграничному дяде?...

Но есть и положительный момент: нынче темпы роста «дебиторки» за аграрный экспорт пока что ниже прошлогодних. С 1 мая 2012-го по 1 января 2013-го она возросла на 407 миллиардов рублей, увеличиваясь в среднем на 50 миллиардов в месяц.

С 1 ЯНВАРЯ по 1 мая 2013-го долг нерезидентов перед отечественными предприятиями за поставленную сельхозпродукцию увеличился с 1,628 триллиона рублей до 1,728 триллиона, что эквивалентно примерно 196 миллионам долларов США, сообщили корреспонденту «БН» в Минсельхозпроде

Но есть и положительный момент: нынче темпы роста «дебиторки» за аграрный экспорт пока что ниже прошлогодних. С 1 мая 2012-го по 1 января 2013-го она возросла на 407 миллиардов рублей, увеличиваясь в среднем на 50 миллиардов в месяц.

Таким образом, с мая 2012-го по май 2013-го экспортеры недополучили в целом 507 миллиардов рублей, поставляя без оплаты за пределы страны продукцию в среднем на 42 миллиарда рублей в месяц (около 4,5—4,7 миллиона долларов). При этом не так страшна внешняя «дебиторка», как ее просроченная производная — валюта, которая, возможно, не вернется в страну никогда. Говорить так дает основание небывалый рост этого показателя в нынешнем году — почти в полтора раза за первых четыре месяца. Если на 1 января 2013-го просроченная дебиторская задолженность за поставленную сельхозпродукцию составляла 160 миллиардов рублей, то 1 мая — уже 233 миллиарда.

Очевидно, к такому явлению привела всеобщая гонка за ростом экспорта ради выполнения доведенных показателей по валютной выручке. Но это ведь не означает, что добывать ее нужно всеми правдами и неправдами, связываясь с непроверенными недобросовестными компаниями, и отдавать им продукцию фактически даром — под честное пионерское. Что, кроме безвозвратных долгов, дадут такие методы? Говорится об этом уже не первый год на разных уровнях. Еще в 2011-м на коллегии Минсельхозпрода ныне директор Департамента агропромышленного комплекса Евразийской экономической комиссии Надежда Котковец, будучи тогда первым заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси, отмечала, что предприятия не прорабатывают контракты с нерезидентами, отгружая товар с отсрочкой платежа непроверенным компаниям. Причем в договорах указываются довольно большие сроки оплаты — до 20 дней, что недопустимо. Также шла речь о фактах отгрузки товара тем компаниям, которые не рассчитались за предыдущие поставки. К слову, коллегия по этому вопросу в главном аграрном ведомстве тогда собралась после того, как Президент страны Александр Лукашенко заострил внимание на проблеме дебиторской задолженности, потребовав ужесточить контроль за ситуацией. Между тем стоит ли ждать в решении подобных вопросов, пока Президент заострит внимание, и объяснять безвозмездный экспорт «объективными причинами»?

Хотя они, конечно, есть. Но вовсе не те, которыми некоторые экспортеры пытаются прикрыться, сами себе создавая проблемы.

— Нигде в мире экспорт продовольствия так не организован, как в нашей республике, — отметил в беседе с корреспондентом «БН» директор ЗАО «Мясо-молочная компания» Яков Пустошило. — Сложившаяся система, когда каждое предприятие выступает экспортером как на мировом, так и на российском рынке самостоятельно, приводит к нездоровой, в том числе и недобросовестной конкуренции, в результате чего снижаются цены, возникают проблемы с расчетами за поставленную продукцию. Опыт работы ЗАО «Мясо-молочная компания» подтверждает, что проведение летом 2010-го и 2012 годов интервенционных закупок сухого молока и масла и выход на российский рынок одним экспортером позволило стабилизировать рынок этой продукции и удерживать высокие экспортные цены, обеспечив при этом своевременное пополнение оборотных средств перерабатывающих предприятий, реализацию молочной продукции без убытков, своевременные расчеты переработчиков с сельхозпроизводителями.

По мнению Якова Пустошило, для повышения эффективности экспорта необходимо в масштабах республики серьезно заняться его организацией. Нужна монополизация производства и реализации молочной и мясной продукции, а по существу, создание молочного и мясного холдингов и мощной дилерской сети, имеющей собственную логистическую систему в местах реализации продукции. Причем география этих мест не должна ограничиваться Россией и СНГ. Сегодня есть устойчивый спрос на поставку нашей молочной продукции во Вьетнам, Индонезию, Алжир, Египет и другие страны, говорит Пустошило.

Но пока, к сожалению, подобные предложения не находят должного понимания. По-прежнему каждое предприятие продолжает рваться на внешний рынок самостоятельно. В результате имеем то, что имеем — огромные экспортные долги, многие из которых и вовсе безнадежные.

Наталья ЕРЕМИЧ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter