В Беларуси в четвертый раз будут вручать Национальную музыкальную премию

50 оттенков серого

В Беларуси в четвертый раз будут вручать Национальную музыкальную премию. Она позиционируется как главная награда страны в музыкальной сфере и вручается при непосредственном участии Министерства культуры. Казалось бы, министерское мероприятие — само по себе знак качества. Однако на деле все по-другому: всякий раз ближе к концу шоу зал оказывается полупустым, организаторы допускают грубейшие ошибки, многие награды выглядят нелепо.


Участие Министерства культуры в проекте, заявленном как награда в области эстрадного искусства, вызывает вопросы. По сути, эстрада — уже архаизм. Примерно до середины прошлого века этим термином было принято называть популярную музыку. Когда стало ясно, что популярная музыка — это и рок, и джаз, и многие другие жанры, не вписывающиеся в понятие “эстрада”, был введен в обиход термин “поп-музыка”. Сегодня эстрада — прикладной жанр, включающий развлекательные номера: скетчи, театральные постановки, музыкальные элементы. То есть музыка в данном случае играет далеко не первостепенную роль — это такой приятный бонус в виде примитивного аккомпанемента. Именно поэтому представителей эстрадного искусства не называют музыкантами. Это исполнители. Собственно, эстрадное искусство — лицедейство. И сама ситуация поэтому кажется немного странной: Министерство культуры вручает премии за “неоценимый вклад”, награды призваны “дать мощный толчок развитию белорусской музыкальной индустрии”. Это такой же нонсенс, как если бы Министерство транспорта и коммуникаций решило премировать лучшую автомойку за неоценимый вклад в развитие национальной логистики.


Если следовать этой логике, министерская поддержка должна сформировать мощный продюсерский институт, шоу-бизнес, способный существовать в рыночных условиях.


На сайте одного из телеканалов есть список из 50 исполнителей, попавших в шорт-лист номинантов — тех, кто находится в постоянной ротации на радиостанциях и имеет там наибольший рейтинг. Однако имена большинства из них не известны даже продвинутому меломану — это продюсерские проекты, по каким-то причинам попавшие в ротацию. Половина исполнителей из этого списка смогут собрать сольный концерт в среднем белорусском клубе только при условии агрессивной пиар-кампании. Такого исполнителя можно позвать на корпоратив, городской праздник, чтобы фоновая музыка не забирала все внимание публики, но позиционировать его творчество как самостоятельное и состоятельное искусство немного странно.


Премия в области “эстрадного искусства” может быть инициативой радиостанции, телеканала, интернет-портала — чистым “развлекаловым”, брендовым мероприятием для целевой аудитории. Но позиционировать эту премию как национальную, делать из этого “главное музыкальное событие года”, причем с кучей недоработок, неточностей и откровенных ляпов, — серьезный удар по имиджу Министерства. Или это мероприятие нужно чиновникам для галочки? В результате из года в год мы наблюдаем не главное музыкальное событие, а крайне неудачную попытку сделать второсортное телешоу.


Можно упрекнуть меня в снобизме, в изначально аутсайдерской и маргинальной позиции. Пусть так. Но все вопросы снялись бы сами собой, если бы благодарная публика с удовольствием досидела до конца шоу и встретила победителя в номинации “Песня года” бурными овациями. И не пришлось бы никого успокаивать со сцены: “Ну, потерпите еще немного...” Ничего личного. Только факты.

editor@ultra-music.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter