50 оттенков серого рынка

Страны ЕАЭС усилят борьбу с фальсификатом

Страны ЕАЭС усилят борьбу с фальсификатом


Глобальные тенденции

Убытки от фальсификатов, которыми недобросовестные производители и продавцы пытаются заменить оригинальные качественные товары, исчисляются триллионами долларов. Бизнесмены теряют прибыль, бюджеты недополучают налоги. Но самое страшное, что от поддельных лекарств и фальсифицированных продуктов гибнут люди.



Лучше всего о масштабах серого рынка говорят цифры. Есть целый ряд отраслей, где незаконный оборот продукции поставлен на поток.

– В России это пищевая, легкая, авиационная, автомобильная, фармацевтическая промышленность, – говорит первый заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Глеб Никитин. – В пищевой промышленности оборот фальсифицированной продукции составляет 1,3–1,6 триллиона российских рублей при объемах розничной торговли в 8,9 триллиона. В легкой промышленности треть от общего оборота – продажа контрафактной продукции. В фармацевтике особой популярностью пользуются недорогие и широко известные лекарства – обезболивающие, противовирусные препараты, антибиотики.

Похожая ситуация и у соседей по ЕАЭС. Только в Беларуси, где принимаются самые жесткие меры против распространения подделок, картина более благостная.

– По закону равную ответственность несут производитель, продавец и органы, выдающие разрешительные документы. Это ключевой момент в борьбе с нелегальной продукцией, – объяснил председатель Государственного комитета по стандартизации Респуб-лики Беларусь Виктор Назаренко.

По единым правилам

Как искоренить контрафактную продукцию в Союзном государстве и странах-участницах Евразийского экономического союза, обсуждали и на Третьем международном Форуме «Антиконтрафакт-2015» в Минске. Все участники сошлись во мнении: перекрыть поток нелегальных товаров можно, только объединив усилия.


Лекарственные препараты входят в тройку самых подделываемых в странах СНГ товаров. Фото БелТА.

Заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту Татьяна Москалькова болевые точки существующей законодательной базы обозначила четко:

– Сегодня нет единой схемы, по которой можно детализировать отличия контрафакта от фальсификата, теневой экономики и пиратства. Необходима единая законодательная и правоприменительная база для работы на экономическом пространстве пяти государств.

Также остро стоит вопрос с созданием единого электронного таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, который во многом решил бы проблему. Национальные реестры в каждой стране организованы по-разному. Чем и пользуются нечистые на руку предприниматели.

– Недобросовестный импортер может посмотреть на то, что есть в российском, но чего нет в белорусском реестре. И провести сделку через Беларусь, либо наоборот, – привел пример министр по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимур Сулейменов. – Поэтому реестр должен быть единым. Администрировать его нужно централизованно, чтобы на всех точках пересечения у таможенников были одни и те же правила.

По прогнозам, такой реестр должен появиться уже в 2017 году.

Дословно


Григорий Рапота, Государственный секретарь Союзного государства:

– Контрафакт – преступное неуважение к интеллектуальной собственности. Поэтому нам нужно говорить о том, что необходимо повышать уважение к частной и государственной собственности. Решить эту проблему только юридическими и законодательными методами будет сложно. Хотя нормативных актов достаточно.

Асламбек Аслаханов, Президент международной ассоциации «Антиконтрафакт»:

– Контрафакт – угроза национальной безопасности. Особые усилия нужно направить на борьбу с контрафактными медикаментами и продуктами питания. Это важно для здоровья и жизни граждан. Один из эффективных инструментов – повысить ответственность и штрафы.

Пилотный проект


Шубы из «чебурашки» под видом норки продать не дадут


С 2016 года все меховые изделия в странах ЕАЭС маркируются с применением электронных чипов.

Помните знаменитый разговор профессора Преображенского с Шариковым? «Послушайте, что же вы делаете с этими убитыми котами?»... «На польты пойдут! Из них белок делать будут на рабочий кредит». Теперь у фальсификаторов подсунуть вместо норки неведому зверушку шансов не остается. Все товары из меха снабжаются контрольными идентификационными знаками с применением электронного чипа – RFID (Radio Frequency Identification).

С 2016 года на всей территории Евразийского экономического союза запрещено продавать изделия из натурального меха, не имеющие новой маркировки. Получить же ее могут только те товары, которые произведены на легальных предприятиях или ввезены на территорию союза с соблюдением всех таможенных процедур.

Единая система маркировки меховых изделий – пилотный проект. Если пойдет успешно, опыт применят и в других сферах.

Автор публикации: Герман МОСКАЛЕНКО, moskalenko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter