5 мгновений минувшей недели

Понедельник. Информагентства телеграфировали: «На 68–м году жизни после тяжелой продолжительной болезни скончался Михаил Кононов»...
Понедельник. Информагентства телеграфировали: «На 68–м году жизни после тяжелой продолжительной болезни скончался Михаил Кононов».

В Интернете я нашел фото актера, сделанное за несколько дней до смерти. Карточка потрясла меня. Я никогда не видел таких лучистых, добрых глаз. Они излучали еще больше доброты, чем взгляд обожаемого многими Нестора Петровича из «Большой перемены». Люди, подобные Кононову, из той старой творческой среды переменам, даже большим, оказались неподвластны... Не являюсь апологетом СССР. Но мне кажется, особый заряд духовности, присущий «старой гвардии», это нечто уникальное. Его хорошо было бы сохранить. Хотя бы как память об эпохе. Но он уходит. Вместе с людьми. Остаются только кинопленки...

Актер, по свидетельству его супруги, умирал в нищете. Народный артист России оказался таким же бессребреником, как и многие из плеяды советских звезд (вспомним закат Смирнова, Филиппова, Парфенова, Вицина). Мизерной пенсии едва хватало на покупку лекарств. Сниматься в легковесных сериалах мэтр не желал. Старые друзья — возможно, более успешные пенсионеры — Кононова позабыли. Из многочисленных актерских объединений никто не подставил плечо «не члену союза». Неосуществленной осталась и последняя мечта — издание мемуаров «Прости, жизнь, и прощай!». Издатели требовали вперед большие суммы...

Но смерть заставляет пересматривать ценности. Сегодня цитаты из книги Кононова бесплатно тиражируются прессой. Многотысячными экземплярами.

Вторник. Техногенная катастрофа в Украине. В Львовской области из–за аварии загорелись железнодорожные цистерны с фосфором. Пострадали десятки людей. Загрязнился грунт. В атмосфере возникло токсичное облако. Поползли слухи, что оно движется на Беларусь. Кто–то вспомнил про Чернобыль. Слава Богу, обошлось.

Не бывает недели, чтобы что–то не горело, не взрывалось или не лопалось. Иногда совсем близко. Буквально под боком. Промышленное наследие, доставшееся странам бывшего СССР, старится, превращаясь в пороховую бочку. А многое из того, что возводилось когда–то ударными темпами, было вредным и небезопасным изначально.

Слово «фосфор» мне хорошо знакомо. Детство прошло в 5 километрах от Гомельского химзавода имени 50–летия БССР, который выпускает фосфорные удобрения. Рядом с производством площадка для отходов — фосфогипса и кремнегеля. Серые горы высятся посреди зеленого поля. Когда строили завод, площадку не оборудовали водонепроницаемым экраном. Отходы просачиваются в почву, грунтовые воды. И с этим уже трудно что–то поделать. В 2 километрах от свалки находится деревня Залипье. Я был там несколько лет назад. Водопровода и канализации в селе не было. Вода из колодца после кипячения оставляла на стенках осадок, похожий на засохший цемент. Слава Богу, техногенных катастроф на химзаводе не случалось. Но жители Залипья оказались в районе мины замедленного действия.

И еще одна мысль, глобального плана, в связи с происшествием в Украине. Когда ведущие западные страны выносят тяжелое производство в Азию и Африку, они, конечно, думают не только о том, что рабочая сила в странах «третьего мира» намного дешевле. Дело и в безопасности. В экономиках, основанных на «непыльных» секторах: хайтек, банки, финансы и т.д., — техногенные катастрофы случаются реже. Правда, непонятно, куда будет перемещаться металлургия и «химия», например, лет через 20 — 30. Ведь уровень жизни в «третьем мире» растет и приоритеты меняются. Неужели фабрики и заводы перекочуют в Арктику и Антарктику? А может быть, в космос? Доживем — увидим.

Среда. Подведены итоги нынешнего централизованного тестирования. Результаты абитуриентов оказались почти удручающими. По большинству предметов средний балл ниже 50 процентов. Неужели нынешнее поколение, которое «штурмует» вузы — а это 195 тысяч человек, — так плохо училось в школе? Или дело в том, что барьеры для ребят расставили слишком высокие? Думаю, предложение первого замглавы Администрации Президента Анатолия Рубинова оценить уровень тестов на учителях позволит найти истину.

К слову, не так давно интереса ради решил пройти прошлогодние тесты по русскому языку и истории Беларуси. Итоги оказались плачевными... Но выносить обобщения только лишь на основании собственного опыта не буду. А вот насчет того, что процедура ЦТ должна совершенствоваться, — «двумя руками». Общался с родителями нескольких абитуриентов. Многих сегодня смущает момент: результаты тестирования становятся известны не сразу. Нет ли подвоха в том, что обработка данных приемной комиссией длится несколько дней? Очевиден простой способ снять сомнения. Когда ЦТ будут проходить на компьютере, с мгновенной выдачей результатов (на экран), проверка знаний станет максимально прозрачной. Надо полагать, приемлемая плата за участие в тестах, которую планируется ввести со следующего года, ускорит компьютеризацию ЦТ.

Четверг. Смена высшего кадрового состава в Комитете госбезопасности. На место экс–главы Степана Сухоренко назначен генерал–майор Юрий Жадобин. Представляя нового председателя, Президент подверг жесткой критике предыдущую работу спецслужбы. Не обошлось и без антикоррупционной тематики. «В КГБ не место тем людям, которые кого–то «крышуют», — предупредил Президент, напомнив тем самым о том, что ряды «чекистов» и всех служб, которые борются со взяткам, «откатами» и различными «серыми» схемами, должны быть безупречно чистыми.

Факты сращивания бизнеса с людьми, наделенными государственной властью, в Беларуси, к счастью, не так часты, как во многих соседних странах. Но, конечно, они имеются. Хотя выбор для кандидатов на посты в госаппарате артикулирован четко: «Либо бизнес, либо госслужба. Третьего не дано». Однако «зарваться» бывает так легко... Последние громкие уголовные дела напрямую подтверждают это. Александр Лукашенко в очередной раз остудил «предпринимательский азарт» отдельных лиц. Комбинация коммерческих и государственных интересов кому–то может принести большую пользу. Но только не стране!

Пятница. В США опубликованы данные соцопроса, проведенного газетой «Нью–Йорк таймс» и телеканалом Си–би–эс. Согласно ему 63 процента американцев считают, что на президентских выборах 2008 года победит Хиллари Клинтон. Новость с восторгом восприняли сторонники партии демократов. И уверен, лидеры феминистских движений. Похоже, Хиллари имеет хорошие шансы стать первой в истории Штатов женщиной–президентом. (О том, что женщины и политика — понятия вполне совместимые, свидетельствует много фактов. Кондолиза Райс, например, уже много лет занимает ответственный пост госсекретаря США. И некоторые прочат «черной пантере» лидерство в партии республиканцев по окончании президентского срока Дж.Буша. Немало удачных примеров участия женщины в управлении государством имеет и белорусская политическая практика. Чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть в Овальный зал.)

В связи с ростом влияния женщин мне вспомнился успевший забыться анекдот.

Билл Клинтон (находящийся тогда на президентском посту) остановился с супругой на заправке. «Вот это да! Смотри, Билл, этот парень — моя первая любовь из колледжа», — воскликнула Хиллари, увидев мужчину, моющего автомобили. «Вот видишь, дорогая, — назидательно ответил Билл. — Если бы ты не предпочла меня, стала бы женой мойщика». «Нет, Билл, — подумав, ответила Хиллари. — Это он стал бы президентом Америки».

Похоже, в этой шутке была изрядная доля правды. Интересная получится семья в случае успеха Х.Клинтон на выборах в следующем году. Муж — экс–президент. Жена — действующий глава государства. Вы себе такое представляете? Я лично — с трудом. Хотя пример семьи Бушей подсказывает: в политике возможно все.

Счастливых выходных!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter