5 мгновений минувшей недели

1. Понедельник. Росток. Мирная демонстрация против саммита «большой восьмерки» превратилась в жестокое уличное побоище. Водометы. Слезоточивый газ. Около 1.000 пострадавших...
5 мгновений минувшей недели

1. Понедельник. Росток. Мирная демонстрация против саммита «большой восьмерки» превратилась в жестокое уличное побоище. Водометы. Слезоточивый газ. Около 1.000 пострадавших. Разбитые витрины. Вой сирен. Кружащий над площадью вертолет... Комментарии такие: «Праздник перерос в катастрофу», «Похоже, никто не рассчитывал на такой взрыв ненависти и безумия».

Несколько лет назад наш туристический автобус колесил по дорогам Старого Света. Вот где все довольны и счастливы, думали мы, разглядывая из окон тщательно постриженные газоны, домики под черепичной крышей и улыбчивых старушек с перманентом и в костюмах цвета топленого молока. Туристическим впечатлениям давно пора в архив. Нынче старушки забаррикадировались в своих домах. Магазины закрыты, а любопытствующие не рискуют выходить на улицу — наблюдают за происходящим из окон. За окнами идет борьба за «другой мир». Подразумевается — лучший, чем тот, что есть сейчас.

Участники саммита пробираются к месту его проведения по воздуху. Между прочим, они тоже хотят сделать мир лучше.

Вот только, что значит «лучше», каждый понимает по–своему. Обычное дело... Горя желанием приблизить лучезарное будущее, одни хватаются за булыжники — оружие пролетариата, другие — за систему ПРО, третьи демонстративно раздеваются догола. В этой свалке аргументов не хватает, на мой взгляд, одного, старого как мир, который в очередной раз пытаются загнать к счастью: хочешь сделать все вокруг лучше — начни с себя.

2. Вторник. Во второй день Петрова поста в Спасо–Ефросиньевском монастыре обрели упокоение мощи покровительницы белорусской земли Евфросинии Полоцкой. Долгожданное событие и для православных, и для католиков. На освящении раки присутствовал Президент. И для полочан, и для паломников, собравшихся в этот день в монастыре, было очевидно: это не визит вежливости. Именно по поручению Александра Лукашенко в свое время была разработана и реализована программа развития древнего города. Десять лет назад воссоздан утраченный в годы Великой Отечественной войны Крест святой Евфросинии. На воссоздание раки, где ныне покоятся мощи святой, из государственного фонда выделено 120 кг серебра...

В 70–е годы моя бабушка, закутавшись по самые глаза в платок (чтоб кто случайно не признал), тайком ходила в кафедральный собор, тайком крестила нас с сестрой. Вера была сильнее страха испортить карьеру невестке и сыну. Она улыбалась нашим пионерско–комсомольским доводам, что «бога нет», не спорила (она вообще никогда ни с кем не спорила, никого никогда не осуждала), лишь спокойно говорила: «Подождите, придет время».

Она не дожила до дня, когда руководителю страны вручат высшую награду Русской православной церкви для мирян — орден Святого Великого Равноапостольного Владимира I степени, а о том, что наступает пост, станут сообщать в новостях. Но мудрая моя бабушка, как я сейчас понимаю, многое знала наперед. Время для духовного возрождения действительно пришло. И это — наше время.

3. Среда. На Долину гейзеров сошел сель. Всего за 5 — 7 минут поток снега, грязи, воды и камней уничтожил уникальный памятник природы, внесенный в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Из 90 гейзеров уцелело около 30. Я уже никогда не увижу, как дымятся Первенец и Малый — они под слоем грязи, как струится речка Гейзерная — там сейчас озеро. Никто не увидит.

Вопрос дня номер один: можно ли восстановить долину? Вопрос дня номер два: а нужно ли? Ведь это тот редкий случай, когда человеческий фактор в общем–то ни при чем. Версий, почему сошел сель, две: аномально теплая погода и два землетрясения у юго–восточного побережья Камчатки. Похоже, природа сама решила: мол, полюбовались — и хватит, заодно напомнив человеку, что он здесь по–прежнему не царь.

Впрочем, что для нас трагедия, то во вселенских масштабах — лишь краткий миг эволюции. Возможно, взамен природа готовит новое чудо. Из–под осевшего селевого потока начинают бить фонтаны. И в этом тоже, мне кажется, есть некий смысл. Стоит ли человеку вмешиваться? Не лучше ли направить усилия на исправление собственных ошибок? По мнению Всемирного фонда памятников, в ближайшем будущем мы можем лишиться еще 100 объектов, представляющих большую историческую ценность. Они разрушаются. По вине человечества. Бесчисленные военные конфликты, разрастающиеся мегаполисы, ускоряющееся экономическое развитие, изменения климата — его рук дело. Он может предотвратить гибель культурного наследия. Если, конечно, захочет.

Ну а если не захочет, то ничего не останется, как перефразировать известную поговорку: не откладывай на завтра то, что можно увидеть сегодня.

4. Четверг. За 27 лет здесь не совершено ни одного тяжкого преступления, ни одного разбоя, даже крупной кражи ни разу не было. В то время как на интернет–форумах горячо обсуждают, какая дверь лучше (цельногнутая или сварная) и сколько ригелей — чтоб надежно! — должно быть в сувальдном замке, местные жители, уходя в магазин, дом даже не запирают, а уставшему с дороги путнику не кружку с водой — трехлитровую банку березового сока подают. Тут гнездятся аисты, собаки не лают даже на чужих, а бобры не боятся человека. Не верите, что такое возможно? Возможно! И я даже знаю адрес: ревня Добрая Горецкого района.деревня Добрая Горецкого района.

Отсюда не уезжает молодежь. Наоборот — обустраивается, да так, чтоб и себе комфортно было и людям польза. Кто общее озеро зарыбил, кто цветники–клумбы всем на радость; надо с переселенцами из чернобыльской зоны землей поделиться — поделились...

Мне почему–то вспомнилась поездка в монастырь. Зима. Шесть утра. Темень, мороз минус 25, а в крохотной церковке стоять можно только по стойке «смирно» — столько народу пришло. И я стою, по профессиональной привычке лихорадочно соображая, что надо увидеть, к чему прикоснуться, о чем попросить святых... После службы пожилая монашка тихонько дотрагивается до моей руки: «Не суетись, милая».

Деревня Добрая — яркий пример такой вот несуетности. Казалось бы, чего проще жить так же, — от души помогая, доверяя друг другу. Да не получается. Не потому ли, что в спешке, в ежедневных делах–заботах редко вспоминаем то, о чем не забывают добрые сельчане: все проходит — память остается. Что вспомнят о нас люди?

5. Суббота. В школах праздник — выпускные балы. Учителя взволнованы не меньше вчерашних школьников. Сколько уж рассветов они встретили со своими учениками, а всякий раз говорят: «Такого замечательного выпуска еще не было!»

Ребята рассматривают аттестат зрелости... В глазах — растерянность. Хм... насчет зрелости это, пожалуй, бо–ольшой аванс. Им предстоит немало поучиться, потрудиться, пережить, не однажды ошибиться, прежде чем достичь этой самой зрелости. Представляю, какой сумбур сейчас в мыслях и душе этих мальчиков и девочек, нервно теребящих мобильные телефоны и изо всех сил старающихся казаться взрослыми. Едва отзвучит прощальный вальс — начнутся вступительные испытания. Зубрежка по ночам, конкурсы, баллы, нервы, слезы...

И все же я им завидую. Столько возможностей для самореализации! Хочешь получить высшее образование? Выбирай свой из 53 вузов. Не поступил на бюджетное обучение, можно учиться на платном отделении. Туго с деньгами — воспользуйся образовательным кредитом. Студенческие обмены, стажировки, магистратура... То, о чем мы и мечтать не могли, сегодня в порядке вещей.

Вчерашние школьники вряд ли на досуге размышляют о стратегии инновационного пути развития Беларуси, но выбор делают в полном с ней соответствии. Самый популярный предмет на ЦТ–2007 — математика, среди наиболее востребованных специальностей — технические, в планах — работа на благо страны.

Нет, не лукавят педагоги, когда говорят, что этот выпуск — самый лучший. Они просто уверены: все у ребят получится.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter