5 или 10

Стоит ли отказываться от десятибалльной системы?

Вопросы реформирования системы образования рассмотрены  на рабочей встрече с заместителем Премьер—министра Василием Жарко и министром образования Игорем Карпенко. В качестве одного из предложений, озвученных на встрече, прозвучала инициатива по возврату к пятибалльной системе оценки знаний. Проблему предложено вынести на общественное обсуждение.

ФОТО АРТУРА ПРУПАСА.

Директор лицея БГУ Макар Шнип:


— Если говорить о том, какая система оценки знаний лучше — пятибалльная или десятибалльная, то в каждой есть плюсы и минусы. Десятибалльная уже устоялась, дети к ней привыкли. Такую модель применяют во многих странах. Существует множество систем оценки качества образовательного процесса. Мне больше импонирует десятибалльная система, поскольку она позволяет более точно ранжировать знания по учебным предметам.

Трехкратный олимпийский чемпион по вольной борьбе Александр Медведь:


— Раньше у нас была пятибалльная система, и я считаю ее лучшей. Сразу понятно, когда поставили неуд, а когда отлично. Потом появилась десятибалльная система. И у преподавателей зачастую вопросы: что поставить — семь, восемь, девять? Что там считать? Пятибалльная система наиболее объективная, простая и действенная.

Проректор по учебной работе БГУИР Борис Никульшин:


— Я за возвращение к пятибалльной системе оценки знаний. Все–таки она более конкретная. Десятибалльная система более размытая, о чем сегодня и сказал вице–премьер Василий Жарко. Преподавателю иногда очень тяжело решить, что поставить ученику — семь или восемь, например. Возможно, мы зря в свое время последовали западной моде, не все у них хорошо.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Оксана Нехайчик:


— Вопрос, конечно, неоднозначный. Я оканчивала советскую школу, когда была пятибалльная система, и меня она устраивала. Современные дети, которые не знают старой системы и не первый год учатся по «десятибаллке», понимают и принимают эту систему, адаптировались к ней. В то же время, когда происходил переход от пятибалльной системы к десятибалльной, это было болезненно скорее для родителей и педагогов, потому что это то поколение, которое привыкло работать только с «пятибаллкой». Ученикам, наверное, в этом плане было несколько проще. На сегодня и дети, и педагоги полностью адаптировались к десятибалльной системе, которая, на мой субъективный взгляд, все–таки дает больше вариаций для оценки знаний. Эта система вполне приемлема для работы. Хотя, конечно, на эту тему можно дискутировать, послушать общественное мнение. Как мне кажется, ответ будет неоднозначный. Может быть, стоит подключить к этому вопросу не только родителей, педагогов и специалистов, вовлеченных в систему образования, но также психологов и ученых, которые в состоянии в полной мере оценить остроту возможного перехода.

Заслуженный учитель Беларуси, директор гимназии № 1 Витебска Валентина Широкова:


— Менять действующую десятибалльную систему нет необходимости. Основная проблема, которая с ней связана и требует решения, касается необходимости разработки более четких критериев оценки знаний учащихся. По одним предметам они есть, по другим — более размыты. 4 или 5, 9 или 10? Какая бы система ни была, разницы нет, потому что оценку определяют утвержденные критерии. Если они четкие — все в порядке. Если нет — возникают вопросы. Поэтому самое главное — иметь четкую нормативную базу. Как вы помните, введение десятибалльной системы обучения было обусловлено четкой позицией педагогов, в нее поверили и поддержали. Кроме того, 10 лет — не такой большой срок, чтобы реально оценить, какая система оценок лучше.

Выпускница СШ № 5 Сморгони, обладатель бронзовой медали XXVIII Международной олимпиады по биологии IBO–2017 Полина Тумаш:


— Считаю, что десятибалльная система позволяет более адекватно оценить знания ученика, так как у учителя появляется больше критериев для этого. Согласитесь, в пятибалльной системе мы имеем лишь три оценки — это тройка, четверка и пятерка. В принятой ныне системе вариантов гораздо больше. Субъективизм в оценке знаний школьника возможен в любом случае. Для того чтобы его исключить, надо выработать четкие нормы.

По материалам БЕЛТА.

Версия для печати
Сергей
С 2001 по 2004 я был учителем. Когда ввели 10-балльную шкалу, обрадовался, т.к. получил возможность оценивать знания учеников более конкретно и справедливо. Ведь если раньше я ставил пятерку и настоящему отличнику (старательность в учебе плюс талант, творческие способности по моему предмету), и просто старательному да дисциплинированному ученику, который смотрел на меня умными глазами, выгодно отличался от своих хулиганивших и ленившихся сверстников, добросовестно зубрил и успешно тараторил наизусть зазубренное, то теперь при таком раскладе настоящий отличник получал десятку, а хороший и неглупый мальчик - восьмерку. И с тройками аналогичная ситуация: раньше их получали как те, кто действительно знает на три, так и те, кто ничего не знает (для аттестата ведь в конце концов нужно было "трояк" сделать), а также и те, кому и три ставить жалко, и на четыре он не тянет. Пенсионеры работающие, а также молодые, но бездарные и ленивые, носами крутили и возмущались, не удосуживались лишний раз извилинами шевельнуть, чтобы понять, как новую систему оценки знаний применять. Школьная администрация делала мне замечания, что я слишком часто десятки ставлю (кроме меня никто этого не делал, ставили максимум 9). Но однажды нашу школу посетили представители Минобразования, полистали журналы и изумились: почему нет десяток? Почему их ставит только один учитель? Что, другие, получается, не компетентны, не способны научить ученика на 10? В общем, я восторжествовал, нос администрации утер! Мое убеждение: настоящий педагог, который на своем месте и без тараканов в голове, отдаст предпочтение 10-балльной системе.
АЮВ
Вернусь к теме. "Двойка" это хорошо? А "кол"? В какой системе? При пятибальной "троечник" - это было стыдно. Таких, в моё время, называли "УО" - умственно отсталый. При десятибальной "троечник" это всего-то, всего-то. Просто такой балл. А вот интересно: сейчас оставляют на "второй год"? Ну, не освоил ребенок учебный материал. Пусть повторит. Все дети разные. Что в этом такого?  
Георгий
Макаренко Александр Григорьевич написал:
Вынесен на всеобщее обсуждение очень сложный вопрос построения и функционирования системы школьного обучения – один из самых значимых ее структурообразующих и самых индикаторных (чувствительных), сигнализирующих о ее недостатках, ошибках, неуклюжих разворотах и т.п.
Александр Григорьевич. Красиво написано. Мне приходилось читать несколько диссертаций по педагогике. Так хорошо пишут педагоги. Просто заглядение. Но на обсуждение поставлен только вопрос: нужно ли возвращаться к 5-балльной системе оценки знаний.
Макаренко Александр Григорьевич написал:
Для опытного педагога правильная система оценки понимается и принимается - «живет внутри его педагогической конституции». В его педагогической практике оценивание и отметка являются таким же естественным и «незаметным», как дыхание здорового человека в неотравленной атмосфере.
Александр Григорьевич, была 5-балльная система и  оценивание  являлось "таким же естественным и «незаметным», как дыхание здорового человека в неотравленной атмосфере".
Перешли к 10-балльной системе и оценивание  является "таким же естественным и «незаметным», как дыхание здорового человека в неотравленной атмосфере".
Раньше применялась система 5+, 5, 5-, 4+, 4, 4-, 3+, 3, 3-., и сейчас 5+, 5, 5-, 4+, 4, 4-, 3+, 3, 3-., только числа стали другими, но натуральными, как и при 5-балльной системе.
Макаренко Александр Григорьевич написал:
«при помощи молотка и зубила» и наукообразной нецензурщины реформаторов, которая нам была подброшена в виде 10-балльной системы.
Александр Григорьевич,« при помощи молотка и зубила» и наукообразной нецензурщины реформаторов, которая нам была подброшена в виде 10-балльной системы. В этой фразе я не нахожу обоснования возврата к 5-балльной системе. Извините, одни эмоции.
Георгий
Макаренко Александр Григорьевич написал:
Но, если и произойдет возвращение к 5-балльной системе, - это будет всего лишь капелькой в море,
Александр Григорьевич, если "возвращение к 5-балльной системе" - только "всего лишь капелькой в море", стоит ли тогда вообще затевать этот переход. Была у педагога одна "линейка" для измерения знаний учащегося, дали другую "линейку" с более подробной шкалой (в три раза). Что изменилось. Немного точнее измеряют заниния. А знания-то не изменились. Вы предлагаете измерять менее точно. Зачем? Знания-то не изменяться.  
Георгий
Я уже писал, что при переходе от 10 к 5-балльной системе придется переделывать уже разработанное и внедренное в образовательный процесс компьютерное программное обеспечение, Ситуация похожа на ту, которая сложилась, когда стали разрабатывать ЭВМ на основе ЭВМ IBM.  А  в результате все разработанное ранее высококачественное программное обеспечение для БЭСМ-6, Минск-32, М-222 и других ЭВМ было просто выброшено. Пропал огромный труд, измеряемый миллионами человеко-часов высококвалифицированых специалистов..
Вертикаль
"Химиков" планирующих переливать пустое в порожнее от министерства образования я бы штрафовал рублём за искалеченные судьбы граждан моей страны. Как в страшном сне вспоминаю сразу два выпуска из школ после школьной реформы и дальнейшее поступление в ВУЗ. Проходные баллы при поступлении просто зашкаливали и многим талантливым ученикам пришлось осваивать платное образование. Хоть бы раз заплатил из своего кармана тот, кто это придумал. Но нет, таких людей у нас уважают, им слава и почёт. Мне кажется что с такими консультантами мы всё время будем сваливаться в обочину с наезжаной колеи. С уважением.
Макаренко Александр Григорьевич на все замечания Георгия
   

Я полагаю, что мое мнение по обсуждаемому вопросу выражено на профессиональном языке (в комментарии от 17.08, 00:41) достаточно ясно и без каких-либо намеков на то, чтобы участвовать в совершенно неприемлемых для меня конкурсах красивых выражений из диссертаций.

Постарайтесь увидеть, что у известной 5-балльной и нашей 10-балльной системы не только разного масштаба линейки, но и существенно отличающиеся измеряемые величины. Для этого надо быть знакомым с организацией личностно ориентированного обучения или, как я написал, «попробовать подготовить и провести хотя бы один урок в требованиях личностно ориентированного обучения».

А то, что «возврат к 5-балльной системе будет лишь капелькой в море», означает очень незначительное улучшение всей той катастрофической ситуации, которая ожидается от одобрения новоиспеченных скорострельных учебных программ и… параллельно с ними (?!?!) написанных учебников.

Георгий
Макаренко Александр Григорьевич на все замечания Георгия написал:
означает очень незначительное улучшение всей той катастрофической ситуации
Если незначительное улучшение, то имеет ли смысл изменять то, к чему уже люди привыкли, учитывая и огромные затраты на это изменение.
Георгий
Макаренко Александр Григорьевич на все замечания Георгия написал:
у известной 5-балльной и нашей 10-балльной системы не только разного масштаба линейки, но и существенно отличающиеся измеряемые величины.
Девятке по 10-балльной соответствует 5 по 5-балльной, 7 соотвествует 4. Если знания имеют оценку выше, чем 5 по 5-балльной, то в 10-балльной есть оценка 10, чего нет в 5-балльной (учащийся умеет решать задачи, которые предлагаются на предметных олимпеадах). Другими словами, если точность измерения знаний по 5-балльной системе +- 0,5 балла, то по 10-балльной +- 0,17 балла.  
Александр,53,Бобруйск
Господи,да кто ж вразумит неразумных и откровенно тупых---пятибальная система выставления оценок,кроме собственно  самих оценок с 1 до 5 имела и дополнительные оценочные критерии в виде двух знаков,как-то плюс и минус и всех всё устраивало,так нет,надо устроить бардак в системе  образования-то так,то этак. Хватит равняться на Болонский процесс так называемый,у них свои критерии и свои системы измерения,иначе,тогда придётся нам перевести всю систему нашего образования на западные стандарты во всём....... Сколь потребуется на это действо денег,я уже промолчу. Или у нас привыкли,что ломать не строить,аль до основанья,а затем..........
Георгий
Александр,53,Бобруйск написал:
Сколь потребуется на это действо денег,я уже промолчу.
Хорошо написали. Немного не по теме статьи, правда. А по теме статьи: сколь потребуется  денег на переход от 10-балльной системы знаний к 5-балльной, я уже промолчу. Прежде чем что-то делать, необходимо все-таки составить, как сейчас говорят, бизнес-план.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?

Новости
Все новости