41 миллион за увечье

НАДЕЖДЕ АНДРЕЕВНЕ ДУЛУБ, после того как побывала у нее в гостях в деревне Гулевичи Калинковичского района, я стала время от времени позванивать: как здоровьечко, как дети, внуки, не разрешился ли вопрос с ее трудовым увечьем? Напомню вкратце подробности расследования, о котором рассказала «БН» 3 сентября 2010 года (№ 164) под заголовком «А был ли бык?»

«БН» разобралась в истории 30-летней давности и помогла пенсионерке из калинковичской деревни Гулевичи восстановить права.

НАДЕЖДЕ АНДРЕЕВНЕ ДУЛУБ, после того как побывала у нее в гостях в деревне Гулевичи Калинковичского района, я стала время от времени позванивать: как здоровьечко, как дети, внуки, не разрешился ли вопрос с ее трудовым увечьем? Напомню вкратце подробности расследования, о котором рассказала «БН» 3 сентября 2010 года (№ 164) под заголовком «А был ли бык?»

Надежда Андреевна и ее муж Иван Иванович Дулубы трудились на ферме в Гулевичах скотниками (колхоз имени Жданова Калинковичского района). В хозяйстве были одними из лучших работников, суточные привесы обеспечивали завидные. Из телушек прямо на глазах вырастали добротные телицы. Председатель колхоза решил: на мясокомбинат сдавать жалко, привез быка, чтобы покрывать их. Бык свободно разгуливал по ферме, казалось, отличался миролюбивым нравом. Пока однажды июльским днем 1981-го года, когда проворная Надежда Андреевна собирала мешки из-под муки, бык не насупился и давай за ней гнаться, всадил рога в спину, потом в живот... Те, кто видел происходящее, подумали: убил Надю бык. От боли женщина потеряла сознание, а дальше пошло-поехало: больничная койка на долгие месяцы, операции одна за другой. Женщина на 100 процентов потеряла профессиональную трудоспособность и наполовину — общую. Вначале колхоз приплачивал Надежде Дулуб, а потом это дело забросил.

Законно ли и по чьей вине? Пыталась разобраться я, когда приехала в Калинковичский район. В старом потрепанном пенсионном деле нашла важный документ, где черным по белому было написано: увечье Надежда Дулуб получила на ферме. Переговорила со многими свидетелями трагедии, нашла бывшего главного зоотехника колхоза имени Жданова Николая Матарса, который единственный из всех свидетелей утверждал: дома бык покалечил Дулуб, она даже на работе не появлялась в тот день. Кстати, со дня трагедии в июле этого года исполнится ровно 30 лет. И все эти три десятка лет Надежде Андреевне не возмещали страховые выплаты, которые положены по закону. А деньги это немалые!

Я БЫЛА на седьмом небе от счастья, когда услышала от Надежды Андреевны по телефону: «Спасибо огромное вам и вашей газете! Правда есть на земле. После статьи «Белгосстрах» насчитал мне за три последних года 41 миллион, и пенсия вроде как вырастет!»

Семейство Дулуб собралось в доме у Надежды Андреевны в тот вечер, когда я снова приехала в Калинковичский район (теперь не выбивать правду, а писать о том, что справедливость восторжествовала). Накрыли стол, посидели, познакомились со всеми.

Больше всего побегать из кабинета в кабинет за справками-бумажками пришлось невестке Надежды Андреевны Наталье Дулуб. Но... хорошо то, что хорошо заканчивается. А тут дело закончилось справедливо: теперь Надежда Андреевна — обладатель собственного банковского счета и пластиковой карты с суммой в 41 миллион рублей. «Белгосстрах» будет ежемесячно перечислять туда также сумму, раза в три превышающую ее пенсию.

— Ой, напишите, что денег у меня в доме нет, все на карточке! — просит Надежда Андреевна. — А то алкаши местные разведают — жизни не дадут.

За семейство Дулуб я рада. Но вот вопрос: почему нужно было приехать корреспонденту, поднять документы, найти свидетелей и разобраться в деле, чтобы законные страховые выплаты наконец-таки начислили? А ведь по Указу Президента Республики Беларусь № 530 «О страховой деятельности» от 25 августа 2006 года выплатили только за последние три года. Со дня увечья прошло 30 лет, выходит, 41 миллион можно смело умножать на 10?

В калинковичском «Белгосстрахе» я представилась со словами: «Вы меня, наверное, знаете и не очень рады видеть. Деньги-то пенсионерке после статьи в «БН» пришлось выплатить немалые!»

— Надо так надо — выплатили! — признается ведущий специалист представительства «Белгосстраха» в Калинковичском районе Сергей Плавник. — Мы случайно узнали об этой статье, позвонили Надежде Андреевне: «Вы чего не добиваетесь, молчите?»

«Белгосстрах» после публикации сделал запросы в бывший колхоз имени Жданова (нынче СПК «Дружба-Автюки»), в суд, МРЭК. Нашлось даже решение суда от 19 ноября 1985 года, где было указано: взыскать с колхоза имени Жданова Калинковичского района в пользу Надежды Андреевны Дулуб по 79 рублей 67 копеек ежемесячно и пожизненно начиная с января 1985 года. Сначала хозяйство деньги платило, а когда покалеченная быком скотница ушла на пенсию по инвалидности, выплаты прекратило. Возможно и потому, что уж больно много реорганизаций пережило хозяйство. 1989 год — колхоз имени Жданова превращается в колхоз «Дружба»; 2003 год — колхоз «Дружба» превращается в СПК «Гулевичское»; в 2005 присоединяется к другому хозяйству — и получается уже СПК «Дружба-Автюки».

СЕГОДНЯ Надежда Андреевна получает пенсию по возрасту, она ниже, чем по инвалидности. Зато ежемесячные страховые выплаты полностью компенсируют издержки. И это справедливо!

Наталья СЕРГУЦ, «БН»

НА СНИМКЕ: Надежда Андреевна, сыновья Александр (слева) и Анатолий (справа), невестка Наталья ДУЛУБЫ.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter