40 тысяч евро за голову беловежского зубра

Сегодня у авторского полемического проекта «СБ» — второй день рождения... Премьера рубрики: спор-прогноз

Сегодня у авторского полемического проекта «СБ» — второй день рождения. Очередной этап развития. Позади три года острых дискуссий беспощадных друг к другу оппонентов Романа Рудя и Андрея Дементьевского по самым разным проблемам, сотни читательских откликов на редакционном сайте и в письмах, признание коллег из Белорусского союза журналистов на творческом конкурсе «Золотое перо»... Но это — уже перевернутые страницы. Рубрика «Спор–площадка» уходит в подшивки и интернет–архивы, а ее преемница — «Спор–прогноз» — начинает с чистого листа. «Ребрэндинг» носит отнюдь не формальный характер. Друзья–соперники заключили перемирие на особых условиях: этап излишне темпераментной пикировки завершен, но дебаты, на более конструктивном уровне, продолжатся. Еженедельно, как и прежде по субботам, спорщики будут предлагать вашему вниманию альтернативные точки зрения на события, которые у всех на устах. А после вместо постскриптума станут излагать краткие прогнозы развития обсуждаемой ситуации. Кто окажется более прозорливым? Чьи версии подтвердятся? «Спор–прогноз» продолжает традиции «Спор–площадки» — вновь предлагаем читателям окунуться в атмосферу полемики, в которой, что называется, пленных не берут. Итак, начинаем с чистого листа, благо информационный повод появился весьма неоднозначный и резонансный — интернет–аукцион:


Инвалид под молотком

 

Обычно новости об абсурдных и скандальных лотах с интернет–аукционов имеют «импортное» происхождение. Один американец, к примеру, продавал с виртуального молотка свою бессмертную душу. Девушки без комплексов из разных стран периодически выставляют на сетевые аукционы персональную девственность. На одном украинском ресурсе на продажу был выставлен лот «Совесть» с начальной ценой 1 гривна.


Или вот еще примеры из практики знаменитого аукциона eBay: «Смысл жизни» (продан за 3 доллара 26 центов); «Набор начинающего охотника за вампирами» (окончательная цена 4.550 «баксов»); «Привидение в бутылке» (лот взлетел до 90 миллионов «зеленых», однако дальнейшая его судьба покрыта мраком тайны)... Выставлялись на глобальной барахолке даже ногти серийного убийцы из Южной Калифорнии. Специфический товар ушел с молотка по дешевке — всего за 9,99 доллара.


А еще немец один на интернет–аукционе опростоволосился: выставил лот «Орден Красной Звезды с женщиной» со стартовой ценой 2,99 евро. Но бюргера быстро предали осмеянию: «орденом» оказался значок октябренка, а «женщиной» на нем — кучерявый мальчуган Вова Ульянов!


От курьеза до драмы, однако, один лот. «Ну, это уже за гранью добра и зла!» — такова реакция многих, увидевших, что на аукционе сайта «Охота и рыбалка в Беларуси» как лот № 15 за 40 тысяч евро выставлен зубр.


В четверг «СБ» уже сообщала об этом нелепом предложении «уважаемым любителям охоты», потому лишь вкратце напомню, что т.н. «особь на золотую медаль» победитель аукциона может пристрелить, а потом препарировать и даже, окажись он иностранцем, вывезти за границу.


Представитель государственной турорганизации комментирует: дескать, отправленный на заклание обитатель Беловежья относится к резервному генофонду и не может участвовать в селекции и разведении. Логика у менеджеров, судя по всему, такая: раз у зубра высохла одна нога, раз очень плохо передвигается и не может привлекать противоположный пол, то такого и жалеть нечего. А средства, выуженные из кошелька «исполнителя приговора», направить на прагматичные цели — развитие популяции и т.д. Вот такой вот вариант «эвтаназии»... Самоокупаемый, рентабельный, экономически, наверное, продуманный... Но вопросы остаются. Не являюсь поклонником охоты, но покривлю душой, если скажу, что сильно озабочен судьбой лесных братьев наших меньших. Однако зубр — особый случай. Признанный символ Беларуси, занесен в Красную книгу, изображения исполина красуются на плакатах, памятниках, даже на эмблеме внутренних войск МВД. И вдруг — такие торги, такая некрасивая история с пусть и «отсеянным», но представляющим национальную гордость животным...


Ты, Роман, можешь представить себе индусов, торгующих жизнью священного животного — коровы? Тогда почему наши с тобой земляки, прикрываясь лазейками в законах, оправдывают некоей целесообразностью форменное кощунство? «В десантуре нет здоровых и больных. Есть только живые и мертвые», — сурово цедят сквозь зубы сержанты ВДВ. При этом они хоть и мрачно, но шутят. В Беловежье же, если дело доходит до продажи права на казнь зубра–инвалида, юморить не собираются. И если затея с выручкой от жуткой акции «выгорит», боюсь, будет создан опасный прецедент. А ну как службы отлова бродячих животных примутся зазывать (за плату, конечно) в свои пенаты любителей помучить котов? Ведь швондеровское «Уж мы их душили, душили!», боюсь, бессмертно. Или скотобойцы обустроят сервис для любителей острых ощущений? Утрирую, конечно, но лучше пресечь процесс на корню, чем запустить... Вот получилось так, что первыми после открытия интернет–аукциона всполошились экологи. А почему бы еще и педагогам веское слово не сказать? Ведь байнет — большей частью молодежная территория. Подросток заглянет на аукцион, справится, сколько стоит «завалить зубра», и усвоит: святого уже ничего нет, на все существуют расценки.


И еще у меня есть вопрос по персоне охотника, готового выложить за расстрел беззащитного зубра, который даже передвигаться не может, десятки тысяч евро. Точнее, по дресс–коду для него... Почему–то мне кажется, что ему подошла бы красная маска и длинный острый топор.


Прогноз:


Думаю, что здравый смысл все же возобладает и зловещие торги не состоятся. Об этом говорит хотя бы тот факт, что вчера в разделе «Аукцион» сайта охотников и рыболовов висело сообщение: «Регистрация и участие временно прекращены по техпричинам».


Бык на каждом балконе

 

Любопытно узнать, Андрей, где ты был 10 — 12 лет назад? Почему не возвышал протестный глас по поводу убийства рогатых символов Беларуси, которых в те годы отстреливали не меньше, чем сегодня? Приведу такой малоизвестный тебе факт: в период с 1999 по 2002 год только в Воложинском опытном лесхозе (даже не в Беловежской пуще) иностранным охотникам было продано 10 лицензий на зубра, при этом охотхозяйство заработало 9 тысяч немецких марок и 15 тысяч долларов. Практика ограниченного отстрела больных или травмированных животных установлена не вчера и даже не в 2007 году, когда численность зубриного стада в стране превысила 700 голов, а постановлением № 560 Совета Министров в 1999 году, разделившим зубров на два статуса — «основной генофонд» и «резервный». Охрана первого велась по правилам Красной книги, второго — «в порядке, установленном для диких животных, являющихся объектами охоты на территории Республики Беларусь, добыча которых допускается только по разовым разрешениям».


Об этом тогда писали газеты, но никакого потока возмущенных писем новость не вызвала: люди понимали, что для сохранения здорового поголовья зубров необходима выбраковка больных животных, способных нанести урон всему стаду. Ведь генофонд беловежского дикого быка — штука очень тонкая, требующая бережного регулирования: нынешняя численность зубров восстановилась всего из шести особей, и тут было не избежать близкородственного скрещивания, несущего проблемы с наследственностью и здоровьем у потомков родоначальников популяции.


Отчего же тогда понимающе молчали, а сегодня вдруг возопили как ужаленные? Я тебе отвечу, как сам понимаю: тогда не было массового интернета, заполненного инфантильными юнцами, ни бельмеса не смыслящими ни в биологии, ни в экологии, ни в охране природы. А теперь именно они подняли жуткий крик, суть которого сводится к известным словам нетрезвого Шурика: «Птичку жалко». Это кричат те самые девицы, которые умиляются при виде коровки, а потом со смаком жуют котлеты из телятины. Такая «зоозащитница» считает вполне естественным, что несчастного теленка должен забить мясник, дабы она умяла свои котлетки. И в то же время девица (имя им легион) возмущена, что какой–то иностранный охотник, заплатив немалые деньги, своим выстрелом помогает нам сохранить поголовье зубров.


Именно так — сохранить! Тебе наверняка неизвестно, что деньги, вырученные за отстрел 2 — 3 зубров, позволяют полностью покрыть расходы на подкормку и охрану всей микропопуляции — то есть небольшого стада, живущего в угодьях какого–либо лесхоза или охотхозяйства. Ты–то небось ни копейки не выделил на зарплату егерям, охраняющим зверей от браконьеров. И люди, голосящие сейчас в интернетах, тоже вряд ли купили «бедненькому зубрику» хотя бы клок сена. При этом упиваются собственным гуманизмом. К которому очень просится приставка «псевдо».


Я бы каждому такому «гуманисту» предложил взять из Беловежской пущи по одному дикому быку и держать дома. На балконе, например. И выгуливать по бульвару на поводке. А как же иначе решить проблему с перенаселенностью пущи? Она способна прокормить стадо в 500 — 600 голов, а зубров сейчас под 1.000. И вместо того чтобы рукоплескать такому росту, ученые бьют тревогу: вместе с ростом численности у животных начались разные хвори, в том числе и от скученности. Проблема, кстати, не только наша. В 2003 году заведующий польской службой разведения зубров Ежи Дацкевич говорил: «Для польской части Беловежского заповедника наиболее оптимальным количеством этих огромных животных является 200 особей, а их сейчас — 349». Потому дирекция заповедника обратилась к министру охраны окружающей среды Польши за разрешением провести ограниченный отстрел части зубров. «Мы бы с удовольствием передали лишних животных в другие заповедники и заказники, но, к сожалению, никто не изъявляет желания принять их», — сетовал Дацкевич. Только за тот год в Польше было отстрелено 30 зубров. И, заметь, никаких лицемерных стенаний по этому поводу польская общественность не устраивала...


Прогноз:


Считаю, что охота–выбраковка будет продолжена, несмотря на протесты дилетантов. Символом здоровой страны должен быть здоровый зубр, а не его немощное подобие, страдающее от болезней и перенаселенности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter