40 миллиардов рублей оставили сельские туристы. А можно и больше

ВЫ СПРОСИТЕ: какой из видов белорусского туризма развивается наиболее динамично, поступательно и эффективно? Ответ однозначен: сельский, экологический! Что подтвердили специалисты в очередной раз на пресс-конференции в Общественном пресс-центре Дома прессы. А заодно порассуждали о том, насколько серьезную роль играет агроэкотуризм в деле совершенствования сельской инфраструктуры Синеокой.

К ЧМ-2014 по хоккею агроусадьбы неплохо бы «опетушить», то есть присвоить «звездочку»

ВЫ СПРОСИТЕ: какой из видов белорусского туризма развивается наиболее динамично, поступательно и эффективно? Ответ однозначен: сельский, экологический! Что подтвердили специалисты в очередной раз на пресс-конференции в Общественном пресс-центре Дома прессы. А заодно порассуждали о том, насколько серьезную роль играет агроэкотуризм в деле совершенствования сельской инфраструктуры Синеокой.

Конкуренция подталкивает к… специализации

— В прошлом году число агроусадеб в нашей стране достигло 1700. А вот выручка от приема туристов, по сравнению с аналогичным показателем 2011-го, возросла более чем в два раза: 40 миллиардов рублей оставили гости на объектах сельского туризма (сравните с позапрошлогодними 20 миллиардами), — говорит Юлия Копоть, начальник отдела маркетинга и качества туристических услуг Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Беларуси. — Конечно, нужно учитывать фактор чувствительной девальвации, однако на глазах улучшилось и качество предоставляемых услуг.

Усадьбы расширяют перечень сопутствующих предложений, тех, что выходят за стандартный набор «ночевка—питание». Немало случаев, когда туриста удавалось «задерживать» на сельских туробъектах 7—8 дней. А на Гродненщине и вовсе смогли до двух недель растянуть отдых — это в наших реалиях весьма неплохой результат!

В лидерах-2012 по объему привлеченных средств от агроэкотуризма Минщина, на втором месте — Витебщина. Остальные регионы Беларуси пока стремятся догнать впереди идущих. Что им в этом может подсобить?

— Радует, что тронулся лед в деле вовлечения в агроэкотуризм крупных сельхозпредприятий, — заметила Юлия Копоть. — Сегодня в Беларуси уже 34 ОАО, СПК, ЗАО принимают туристов. Но, пожалуй, главный резерв, за счет которого может расти качественно отечественный агротуризм, — это более узкая специализация. Уже сейчас видно, что усадьбы стараются быть не «как все», образно говоря, «под одну гребенку чесаными». Обзаводятся разными «фишками» — типа редких, оригинальных музеев…

Инга Малашкевич, начальник отдела организационной работы, оздоровления населения и туризма управления физической культуры, спорта и туризма Миноблисполкома, привела любопытные цифры: 125 и 412. Первая: столько агроусадеб было в столичном регионе в 2008 году, а вторая — аналогичный показатель 2012-го. Впечатляющий количественный рост! В Минской области есть ярко выраженные районы-лидеры по развитию «зеленого», сельского туризма. Например, Минский, Логойский, Воложинский. Но когда же появится хотя бы по одной туристической усадьбе в Копыльском, Смолевичском, Клецком районах?

— Не все так просто и со льготным кредитованием, которое осуществляется через Белагропромбанк, — подчеркнула Инга Малашкевич. — За прошлый год выдано по области только 10 кредитов. В прежние годы бывало и в три раза больше. Почему идет снижение? Невостребованы эти средства? Вовсе нет!

— Дело тут в специфике самой кредитной программы. Банку требуется подтверждать потенциальный доход не менее чем в десять миллионов рублей за год, — комментирует сложившуюся ситуацию Юлия Копоть. — Несмотря на то, что можно суммировать денежные доходы всех членов семьи, для сельской местности такая сумма, как видим, не очень-то подъемна. Вот и приходится многим потенциальным кредитополучателям отказываться от возможности воспользоваться заемными средствами…

Плюс — уж слишком объемистый пакет документов приходится собирать тем хозяевам, которые претендуют на получение льготного кредита. Процесс рискует затянуться на месяцы, а время, как известно, — деньги!

Кластер создан, но многие ли о нем знают?

Воложинский район Минской области и вовсе призван стать образцово-показательным. Именно там, по словам Инги Малашкевич, реализуется кластерная модель развития «зеленого» туризма. Все бы хорошо, да, замечают сами участники кластерного движения, местные власти, разные службы в районе не очень-то спешат разузнать о новой агроэкотуристической модели. Не говоря уже про то, чтобы проникнуться идеей не только по долгу службы. Случается, и дороги к агроусадьбам прочищают «не в первых рядах», и свет могут отключить, невзирая на то, что, быть может, в тот момент на усадьбе гостят иностранцы? Разве ж это можно назвать координацией усилий, заботой о безупречной работе социальной инфраструктуры?

— Конечно, если приходится выбирать, то дорожники сначала почистят крупные автомагистрали, те, которые принято считать более социально значимыми, — рассуждает Инга Малашкевич. — Туристические пути-дороги могут оказаться не среди первостепенных объектов для заботы, но это не значит, будто бы тот же воложинский кластер никем не услышан, а про его нужды никто толком не знает. Наоборот, в районе функционирует информационный центр, через который хозяева усадеб могут доносить свои проблемные вопросы. Кроме того, считаю, они должны сами более активно, напрямую выходить на руководителей сельисполкомов, заключать договоры со специализированными организациями и так далее. Нужно, чтобы на «острие» процесса были и общественные советы по развитию агроэкотуризма, они ведь созданы в каждой области. Важна хорошо отлаженная обратная связь! А еще хозяева усадеб должны в открытую, без утайки сообщать о своих проблемах, мнениях, предложениях. Например, на уровне области мы регулярно проводим большие «круглые столы», где обычно идет конструктивный разговор о волнующих вопросах…

Сертификация: кому раскошеливаться

К ЧМ-2014 по хоккею, который пройдет в Минске, просто-таки позарез необходимо, считают эксперты, «опетушить» наши агроусадьбы. То есть присвоить им аналог более привычных, чисто гостиничных, «звезд» — «петушки». Проведение сертификации позволило бы без труда завлечь на агроусадьбы хоккейных болельщиков, которые съедутся в Беларусь со всего мира. Но…

— Пока вопрос с сертификацией находится в стадии решения, — заметила Юлия Копоть. — На данный момент дело это — добровольное. Если станет обязательным, то потребуются средства, а таковые в республиканском бюджете не предусмотрены. Придется объехать все белорусские усадьбы, да сразу нескольким компетентным специалистам. «Петушки» ведь не присвоишь наобум! Возможно, здесь могли бы подключиться местные власти, какие-то средства изыскать. Ведь на местах должны быть в первую очередь заинтересованы в еще большем притоке туристов в конкретные регионы, районы, деревни…

Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости