В «Лебедином озере», которое в Большом поставил Валентин Елизарьев, актеры не играют, а живут

32 фуэте на волнах «Лебединого озера»

Заслуженный артист Беларуси Олег Еромкин в новой постановке «Лебединого озера» под редакцией Валентина Елизарьева играет принца Зигфрида. «Я не пытаюсь своего героя играть, я им живу, полностью перевоплощаюсь, — замечает он. — Начинается спектакль — и у меня праздник, собираются гости во дворец на бал. Расходятся, и я скучаю». Так Олег Еромкин раскрывает суть исполнения своей партии в одном из конкретных эпизодов. Эту характеристику в целом можно отнести ко всем артистам, занятым в балете. В «Лебедином озере» они живут тем, что играют.


Лауреат Госпремии Беларуси, народный артист СССР, худрук Большого и балетмейстер-постановщик Валентин Елизарьев:

— Для постановки нужно было полностью окунуться в историю легендарного спектакля. Как известно, его премьера состоялась в Москве в конце XIX века, но вышла неудачной, показов долго не было в репертуаре. Зритель не понимал, почему малоизвестный немецкий сюжет про девушку-лебедя на русской сцене. Однако благодаря гению Петра Ильича Чайковского спектакль стал символом мирового, в частности русского и белорусского, балета. В 1895 году за эту музыку взялись выдающиеся хореографы Лев Иванов и Мариус Петипа, создавшие новый драматургический ход. Петипа, хоть и француз по национальности, всегда говорил: «Русский балет — это я». В итоге спектакль имел оглушительный успех и в Москве, и на многих европейских сценах, он претерпел большую жизнь в мировом балете.

Трижды на белорусской сцене балет ставил балетмейстер Асаф Мессерер, получалось такое «московское» «Лебединое озеро» с фрагментами из хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова. Новая версия сохранила лучшие традиции, но спектакль оживился музыкально, добавилось больше пластики, номеров, к примеру «Русская» на балу и танец шутов и шутих. За декорации отвечает Вячеслав Окунев, народный художник России, лауреат Гос­премии, который принимал участие и в других постановках Валентина Елизарьева. Задействовано несколько актерских составов. Молодежный традиционно выступил на предпросмотре в главных партиях: Людмила Уланцева в роли Одетты-Одиллии, Артем Баньковский — принц Зигфрид и Эвен Капитен — злой гений Ротбарт. Зрелые мастера приняли эстафету на премьере. Белого и черного лебедя, милую Одетту и коварную Одиллию сыграла народная артистка Беларуси Ирина Еромкина. К слову, этих героинь по традиции в большинстве постановок танцует одна и та же балерина. Каково воплощать раздвоение личности?

— Перевоплощаться сложно не только физически, но и психологически, ведь стараюсь понять и прожить судьбу двух персонажей. Больше нравится танцевать черного лебедя и играть Одиллию. Думаю, это связано с тем, что когда ты по натуре один человек, то хочется попробовать противоположность, — признается Ирина Еромкина.

Не каждый зритель поймет, сделал ты два или три пируэта, но главное, чтобы он поверил артисту, вдохновился искренностью его игры. Хотя 32 фуэте вокруг своей оси исполнить все-таки нужно. 

Невозможно также не довериться прекрасной королеве. Для заведующей балетной труппой Татьяне Шеметовец предложение выйти на сцену оказалось неожиданным и лестным, ведь уже 15 лет как она приостановила карьеру балерины. А Валентин Елизарьев рад был пригласить приму с опытом, так как фактурная красавица и в прошлом прочтении «Лебединого» блистательно играла королеву.

— В свои 60 лет понимаю, какой должна быть моя героиня, — в жестах, красках, нюансах. В третьем действии сижу на троне 45 минут и все время держу спину, иными словами, царственной особе соответствую! Возвращение на сцену для меня было словно возрождение птицы Феникс. Делясь опытом с преемниками, ощущаю большую радость, нежели когда танцую сама, — улыбается Татьяна Шеметовец.

— Данный спектакль сформировало время. Это только на первый взгляд он кажется застывшей глыбой. Сохранен в нем положительный финал, герои остаются живы. Ведь человек никогда не теряет надежду, а трагическая участь Одетты и Зигфрида не найдет поддержки у публики, — опирается на опыт Валентин Елизарьев.

К слову, раньше постановка была с тремя антрактами, теперь — с одним. Первый и второй, а также третий и четвертый акты объединены, но получилось это не за счет потери музыки, смысла или хореографии — просто показ спланирован и реализован иначе.

Судя по тому, что даже на предпросмотре был аншлаг, жить спектаклю долго и радовать белоруса часто. Уже поступило несколько предложений от зарубежных импресарио, так что при условиях благоприятной эпидемиологической обстановки гастроли не заставят себя ждать.



Новая белорусская версия соединила лучшие хореографические традиции XIX—XX столетий и современность. Партитура — один в один с царской.

basikiskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter