Где и как скоро в Беларуси могут создать надежный электротрактор?

300 "лошадок" в розетке

НА прошлой неделе ученые презентовали первый белорусский электромобиль, созданный на базе «Джили». Позже, во время посещения  Минского автомеханического колледжа, Президент поставил задачу активнее заниматься разработкой этого вида транспорта. Понятно, что и в АПК экономичная техника пришлась бы очень кстати. Этим вопросом озадачился и наш читатель Владимир Свекревич из Минского района, который поинтересовался у «СГ»: правда ли, что скоро на смену дизельным тракторам, как и автомобилям, придут электрические, а управлять ими будут дистанционно?


ДИРЕКТОР Белорусской машиноиспытательной станции Александр Ващула,  к которому мы не замедлили  с этим вопросом обратиться,  рассказал нам, что попытки создать электротрактор уже предпринимались и ранее. В 2010 году опытный образец «Беларус-3022» испытывали на Белорусской МИС, потом он получил признание профессионалов  на выставке агротехники в Германии.

ПРИНЦИП конструкции таков. Дизельный двигатель передает вращательное движение электрогенератору. Между дизелем (а он шестицилиндровый, 300 «лошадок») и задним мостом, где у обычных  машин расположены сцепление и коробка передач, у 3023-го — мотор-генератор и тяговый двигатель. Генератор вырабатывает электрический ток с напряжением 850 вольт, которое тяговым электродвигателем приводит в движение трактор со скоростью до 40 километров в час.

Электрическая трансмиссия создавалась совместно с российским электротехническим концерном. За счет оптимального управления дизелем удалось уменьшить потребление топлива на четверть. Несколько предсерийных моделей тракторов передали сельхозпредприятиям. Тогда стоимость нового трактора была на 20 процентов выше, чем аналогичной модели с гидромеханической коробкой. Однако до массового выпуска дело так и не дошло…  

Когда мы увидим электротрактор, конструкторы не берутся точно говорить. Как считает генеральный директор Научно-практического центра по механизации сельского хозяйства НАН Беларуси Сергей Яковчик, он должен появиться в самое ближайшее время: экономика АПК сама подталкивает нас к этому. Есть наработки по созданию техники, которая будет работать на водородном, газовом топливе, а также электричестве.

О какой-то конкретике, как поняли мы из разговоров со специалистами, говорить пока рано. Заместитель генерального директора ОАО «МТЗ» Андрей Сусленков мог  лишь сказать, что вопрос создания электротрактора отрабатывается. Профессор, доктор технических наук  Александр Клочков пояснил нам: вероятно, массовый выпуск 3022-го   не начался из-за опасения невостребованности машины у аграриев. Трактора с дизельными двигателями стоят немалых денег, а с электроприводом будут еще дороже. Может оказаться, что их никто не купит.

Еще один штрих к проблеме добавили специалисты одного машиноиспытательного учреждения: это дизеля с их довольно неприхотливым нравом выдерживают работу в режиме повышенной пыльности, влажности,  загрязненности, а электрооборудование к этому пока не приспособлено.

ЭЛЕКТРОТРАКТОРЫ  не новинка и в мировом тракторостроении. Например, на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ) в 2015 году подготовили к серийному выпуску электротрактор Edison. Он разработан совместно с компанией  «АвтоЭнтерпрайз» на базе серийного ХТЗ-3512. Заднеприводный трактор класса 0,6 оснащается 24-киловаттными литий-ионными батареями и электродвигателем мощностью 35 «лошадок». Полная зарядка батареи — до 4 часов. Может беспрерывно работать до 8 часов, в силовых работах – до 4. Транспортирует прицепы и полуприцепы общей массой до 2 тонн со скоростью до 40 километров в час.

По мнению Сергея Яковчика, не за горами то время, когда машины смогут работать не только на электричестве, но и без механизатора. С этой задачей поможет справиться система автоматического вождения. Это и есть машины будущего, завтрашнего дня.

Ученые уже разработали комплектующие. Например, специалисты НПЦ по механизации создали бортовой компьютер, оборудованный системой автоматического подруливания и контроля расхода топлива и нагрузки. GPS-навигация в устройстве отслеживает работу трактора в любой точке мира.

Еще одно направление — модульные разработки для сельского хозяйства. Чтобы, приобретая машину, можно было за короткий промежуток времени в зависимости от необходимости путем минимальных усилий ее преобразовать, перестроить в другую машину, то есть трансформер.

«Как конструкторы мы можем оперативно прямо на сельхозплощадке либо на мехдворе в хозяйстве преобразовать и получать машину другого назначения», — пояснил гендиректор НПЦ по механизации сельского хозяйства Сергей Яковчик.

kovalev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter