30 лет спустя

«Ирония судьбы, или С легким паром!»
«Ирония судьбы, или С легким паром!»

Любимое кино под Новый год — это уже традиция. Как салат «Оливье» на праздничном столе. И новогоднее кино у каждого народа свое. Французы предпочитают в преддверии праздника посмотреть черную комедию «Дед Мороз — отморозок» (на БТ показывали недавно, господа французы весьма эксцентричны, оказывается). Американцы в качестве обязательной новогодней картины выбрали сентиментальный «Рождественский пирог». Чехи, говорят, под звон бокалов смотрят русскую сказку «Морозко». Ну а мы с друзьями — опять в баню. А затем — на 3–ю улицу Строителей, дом 25, квартира 12, четвертый этаж. Что за адрес такой, я надеюсь, никому объяснять не надо. Тридцать лет подряд одно и то же: фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!», а потом — шампанское. Так что же, юбилей у нас получается?

— Одну секундочку, — перебивает меня по телефону жена Эльдара Рязанова Эмма Абайдуллина. — Я не знаю, отчего все принялись отмечать юбилей картины. Она действительно создана в 1975 году, но телевизионная премьера фильма состоялась 1 января 1976 года. Стало быть, 30 лет картине исполнится только в будущем году!

— А можно с Эльдаром Александровичем поговорить? Как он жив–здоров? Да и с праздниками вашу семью от имени наших читателей хотелось бы сердечно поздравить.

— Передайте, что Эльдар Александрович восхищен людьми, которые каждый год 31 декабря смотрят его картину. Ему очень приятно, что «Ирония» стала поистине народным фильмом. Но сейчас Рязанов слишком измотан, чтобы о чем–то говорить. Скажу вам честно, у него в последнее время совсем нет настроения. Съемки нового фильма с рабочим названием «Андерсен. Фантазии на тему» так и не начались. Киноклуб «Эльдар», о котором он столько печется, никак не открывается.

— А что за клуб?

— Эльдар Александрович собирается завершить режиссерскую карьеру, и в этом нет ничего удивительного. Ему 77 лет. Когда новый фильм выйдет в прокат — если, конечно, он вообще выйдет, — ему будет 78. А для режиссера самое главное — здоровье. С годами, как вы понимаете, здоровья не прибавляется. Поэтому в последнее время он сосредоточился на открытии киноклуба «Эльдар», который по его замыслу станет местом культурных встреч кинематографистов. Но там постоянно возникают какие–то сложности: с октября открытие перенеслось на ноябрь, а теперь вообще неизвестно когда состоится. Ну как вы думаете? Есть у Эльдара Александровича настроение?

— Видимо, и вправду будет лучше позвонить вам в следующем году. А поздравления и наилучшие пожелания все одно примите.

По правде сказать, за 30 лет Эльдар Александрович столько наговорил по поводу бессмертной «Иронии», столько тайн создания фильм выдал — еще за 30 лет не пересказать. Такая, к примеру, история. Работа над лентой проходила в феврале — марте. И надо же, какое совпадение, зима в тот год выдалась совсем не снежной. А что это за новогодняя сказка без снега? Пришлось все улицы, попадавшие в кадр, посыпать пенопластом. Рязанов часто вспоминает, как долго и мучительно он подбирал актеров. Первыми на роль Жени Лукашина и Нади Шевелевой Эльдар Александрович утвердил Андрея Миронова и Людмилу Гурченко. «Но в костюме интеллигентов эти двое выглядели волками в овечьей шкуре», — говорит Рязанов. Долгие поиски привели Рязанова к актерскому дуэту Мягков — Брыльска. На роль Ипполита поначалу был утвержден любимый артист режиссера — Олег Басилашвили, на которого уже шили костюмы. Однако незадолго до начала съемок у артиста умер отец. Актера заменил Юрий Яковлев. Костюмы ему пришлись впору. Но, по иронии судьбы, Басилашвили все–таки появился в фильме. Многие помнят момент, когда главный герой пытается избавиться от фотокарточки Ипполита. Зрители этого не замечают, но в окно бросают фотографию Яковлева, а вот поднимают фото Басилашвили. Этот кадр режиссер не успел переснять.

Кстати, 3–й улицы Строителей в Москве нет — есть просто Строителей. А в Петербурге вообще нет улицы с таким названием. «Объясняется это скорее всего тем, — поясняет питерский историк Иван Измайлов, — что само словосочетание «Строители Петербурга» не вызывает у граждан позитивных ассоциаций. Они вспоминают, что Петербург построен на костях, что погублено было страшное количество народу. В Ленинграде предпочитали называть улицы в честь Кустодиева, например. Мы же считались культурной столицей». Зато в Санкт–Петербурге есть клуб фанатов 3–й улицы Строителей, который основала и там председательствует тезка и однофамилица возлюбленной Жени Лукашина — Надя Шевелева. Она не учительница, а старший библиограф, есть у нее и муж, и ребенок. Но на гитаре играть умеет, а еще письма писать: уже много лет Надя Шевелева из Петербурга добивается от городских властей, чтобы хоть одну улицу в культурной столице назвали в честь строителей. И строчит Надя письма Валентине Матвиенко и Эльдару Рязанову. Пока — безответно.

Интересно, что творчеством Эльдара Рязанова заинтересовался даже Голливуд и купил права на постановку двух его фильмов: «Ирония судьбы...» и «Служебный роман». Но эта идея так и осталась нереализованной — не удалось перетащить на американскую ниву наши легендарные комедии. Заокеанские люди не хотят понимать, зачем это: похожие, как две капли, дома, ключи у жильцов дубликатные и, самое главное, по какой такой ошибке можно улететь в другой город?

Об этом мало кто знает, но замечательный романс «Мне нравится...» Алла Пугачева исполнила еще раньше, чем «Арлекино». Только широкая публика его услышала в день телевизионной премьеры «Иронии...» Композитором фильма был Микаэл Таривердиев, который долго не мог определиться, кто именно должен стать исполнителем его замечательных песен. Он прослушал около десятка разных исполнительниц, но ни одна из них его не устроила. Тогда Таривердиев вспомнил про Аллу Пугачеву, с которой судьба уже сводила его однажды: в 1969 году она исполняла его песни в фильме «Король–олень». В «Иронии судьбы» на долю Пугачевой выпало четыре романса. Работа над их записью длилась больше месяца, поскольку композитор, исполнитель и режиссер, как говорится, тянули одеяло на себя. Алла записывалась каждый день по 7 — 8 часов: три часа работала с Таривердиевым, потом приходил Рязанов, все браковал, и все начиналось сначала. Окончательный вариант всех песен в итоге записывался уже глубокой ночью. А вскоре после премьеры фильма Пугачева и Таривердиев серьезно поссорились. Произошло это на телевизионной «Кинопанораме», куда их пригласили рассказать о работе над картиной. Алла под аккомпанемент композитора исполнила в передаче «Мне нравится...» Но Таривердиеву это исполнение категорически не понравилось — по его мнению, Пугачева пела слишком жестко. Сразу после записи он не преминул высказать ей свои претензии. Певица в ответ оскорбилась, развернулась и ушла. И с этого момента на долгие годы их общение прервалось. А когда в 1977 году Рязанов и Таривердиев получили Госпремию СССР, Пугачева осталась за бортом.

А Барбара Брыльска фильм видела только три раза: «Я смотрела его на премьере и потом еще два раза в Польше по телевидению, — вспоминает актриса. — Вы знаете, в России много таких традиций, которые у нас не существуют. Это для нас непонятно. Не притягивает, потому что это чужие обычаи — баня, переезды на Новый год. Такого в Польше не бывает. Может быть, поэтому в нашей стране картина не получила такого резонанса, как у вас. Но когда мне позвонил режиссер и представился, одной фамилии Рязанова было достаточно для того, чтобы я согласилась у него сниматься».

Правда, Рязанов по–хорошему режиссер «заколдованный». Уже 30 лет российские кинематографисты пробуют себя в жанре «новогодняя картина», а «перепеть» рязановскую «Иронию...» так никому и не удалось. Казалось бы, ну что не так в фильмах «Чародеи», «Старый Новый год» или «Эта веселая планета»? Везде — отменный актерский состав, запоминающиеся фразы, песни («Три белых коня» чего стоят), присутствуют и елки, и бани. Ан нет. Чуда не происходит. Не становятся эти фильмы народными, сколько по телевизору ни показывай. Все мимо — и Машков с «Сиротой казанской», Кеосаян с «Бедной Сашей», Янковский с лентой «Приходи на меня посмотреть». Комедию «Француз» предложила публике Вера Строжева, режиссер Рогожкин снял «Операцию «С Новым годом!» — увы, все эти попытки сделать новую новогоднюю сказку оказались провальными: один раз посмотришь и... хочется включить «Иронию...»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter