30 лет после Чернобыля: навалиться бы всем миром

Ущерб от аварии в расчете на 30-летний период ее преодоления оценен в $235 млрд.
В НЕКОТОРЫХ южных районах Гомельской области, пострадавших от аварии на Чернобыльской атомной станции, до сих пор зерно можно выращивать лишь на фуражные цели. Как еще больше обезопасить человека от возможного негативного воздействия малых доз? Озабоченность  Беларуси этими проблемами нашла  отклик на вчерашнем саммите СНГ. В принятом обращении в связи с 30-й годовщиной аварии на Чернобыльской АЭС главы государств Содружества призывают мировое сообщество продолжать сотрудничество по устранению и минимизации природных и техногенных вызовов и угроз чрезвычайного характера.



Ущерб от атомной аварии в расчете на 30-летний период ее преодоления оценен экспертами в колоссальную сумму  — 235 миллиардов долларов. Наша страна уже вложила в ликвидацию последствий более 20 миллиардов. Объем международной помощи — всего 83 миллиона. А это значит, что  мы в одиночку тянем тяжелейший воз проблем, которые не по нашей вине возникли, но на нашу голову свалились. 

О том, что сделано для защиты людей и природы, написано много. Пора сказать о сложностях, вопросах, требующих помощи в их решении. Практически все годы после аварии на поля, загрязненные радионуклидами, для получения чистой продукции вносятся повышенные дозы минеральных удобрений. Через 30 лет эксперты пришли к выводу: количество фосфорных и калийных удобрений  можно уменьшить без ущерба для качества, снизив тем самым  затраты. Но сначала следует провести обстоятельное обследования каждого поля, уточнить плотность его загрязнения радионуклидами и основные агрохимические свойства почв, чтобы предложить адресную защиту. 

Однако самая сложная проблема возникла недавно. 30 лет ученые и хозяйственники боролись с тем, чтобы не допустить проникновения в растения сверх нормы цезия-137 и стронция-90. В отдаленный период после катастрофы надо больше внимания уделять трансурановым элементам: изотопам плутония и америция.  Самый опасный их них америций-241. Для него значительно выше, чем у других радионуклидов, в том числе и изотопов плутония, параметры биодоступности, поэтому он более интенсивно накапливается в сельскохозяйственных растениях. 

Ученые пока не могут дать точного ответа, какие защитные меры применять, чтобы не допустить или снизить поступление америция в растения, утверждает директор Института радиологии МЧС Александр Зайцев. Нужны основательные детальные исследования.  Для начала хотелось бы оснастить аналитическую лабораторию института более современными альфа-спектрометрическими комплексами, позволяющими регистрировать минимальные концентрации трансурановых элементов. 

Кроме приборов нужны и новые методики в противостоянии радиации. Они рождаются в процессе международного сотрудничества с Японией и странами Евросоюза. Их ученые приезжают в Беларусь, наши делают ответные визиты. Но все это носит характер разовых акций. Беларусь давно и на всех уровнях предлагает разработать программы глобального и долговременного сотрудничества с различными государствами и международными организациями для выработки мер противостояния старым и новым радиационным угрозам. И наш Полесский государственный радиационно-экологический заповедник мог бы стать базой международного научного центра по изучению отдаленных радиологических последствий, влияющих на флору и фауну.

gedroiz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter