
Апрель как обычно жжет — теперь почти в прямом смысле. Становится все жарче, люди испуганно, но разоблачаются, вот и я дрожащими руками повесила в шкаф ветровку. Ветер в волосах все еще ощущался, но уже по-весеннему приятный. Так что дорога до «Гомсельмаша» пролетела незаметно.
Яркие выставочные комбайны в глаза бросаются еще за километр, но кручу педали я сегодня не к ним. Если немного свернуть за административное здание, в скверике вы увидите небольшой мемориал. Сейчас, правда, разглядеть его сложновато — памятник на ремонте, но к 9 Мая он станет еще более трогательным и величественным.

Конечно, летом 1941 года сам завод был эвакуирован в далекий уральский город Курган. Для передислокации оборудования, материалов, оснастки и людей потребовалось 1100 вагонов. Там сельмашевцы трудились ради фронта, а также делали «мирную» продукцию для восточных районов СССР.
Но были и те, кто решил защищать Родину с оружием в руках. В годы Великой Отечественной войны более 1500 кадровых рабочих завода «Гомсельмаш» отправились на фронт. Они мужественно сражались под Москвой, Ленинградом и Сталинградом, на Курской дуге и при освобождении Беларуси, участвовали в штурме Берлина. Многие из них пали смертью храбрых.

В честь 30-летия Победы их коллеги и потомки открыли перед заводом Монумент славы погибшим гомсельмашевцам. Автором его стал молодой инженер, начальник заводского бюро промышленной эстетики Юрий Скоринко. Мемориал неоднократно обновлялся, и сегодня здесь в очередной раз кипит работа. Бережно восстанавливаются барельефы со скорбящей женщиной и мужественным воином, прокладываются современные кабели для энергосберегающего освещения, обновляется дорожное покрытие. Потому и велофото пока не очень живописные, зато наполненные глубоким смыслом.

Акция «30 дней на велосипеде» вот уже 15 лет проходит с 1 по 30 апреля, объединяя активных и немного сумасшедших энтузиастов велодвижения по всему миру. Суть ее крайне проста: каждый день нужно пользоваться двухколесным и двухпедальным видом транспорта. Модель велосипеда и его стоимость не имеют никакого значения, проезжать можно и по одному, и по 30 километров. Главное — не отступать, не сдаваться и показывать всем вокруг, что велодвижение — это жизнь. Беларусь, кстати, традиционно находится в числе самых активных стран-участниц. Корреспондент sb.by в очередной раз решила испытать себя и доказать, что крутить педали можно с любым уровнем подготовки. А еще в этом году велоапрель стал тематическим и очень душевным — мы посвящаем акцию 80-летию Великой Победы.
