30 дней на велосипеде: корреспондент sb.by посвящает акцию 80-летию Великой Победы. День 15-й: Дулаг-121

Сегодня, 15 апреля, мой веломаршрут пролегал к одному небольшому барельефу, за которым скрывается огромная трагедия. Мемориальный знак на месте Гомельского центрального пересыльного лагеря — крест, сложенный из человеческих тел.


Медиум апрельского марафона наступил, время возрадоваться весеннему солнцу и промежуточным итогам в виде красивых, добытых потом и мозолями, 110 километров. И отметить это дело, конечно, мне понадобилось велопрогулочкой через полгорода на йогу, чтобы там маленькая, но жутко настойчивая тренер причиняла мне боль за мои же деньги. Вот тогда будет полный комплект здорового образа жизни.

И путь мой к спорту всегда лежит через площадь Восстания, где расположены одни из самых значимых гомельских мемориалов, связанных с историей Великой Отечественной войны. Но вот рассказать сегодня я хочу о простом барельефе на стене фабрики «Труд» с самого краешка этой площади.

Часто люди просто проходят мимо него, а бывают, застынут, скованные ужасом. Настенный памятник представляет собой двух военнопленных, которые лежат в форме креста. У одного из них руки направлены к небу и солнцу, а у второго вытянуты и скрещены в районе запястья. Они худые и изможденные.


В сентябре 1941-го немцы в границах улиц Советской, Тельмана, Портовой и переулка Военного организовали для красноармейцев «Центральный пересыльный лагерь военнопленных № 121» («Дулаг-121»). В него попадали и гражданские, иногда несовершеннолетние, часто похищенные просто с улиц, — для массовости. Лагерь был создан на территории завода «Двигатель революции» и на месте бывшей дислокации кавалерийской дивизии Красной армии. Узники лагеря содержались в бывших стойлах, переоборудованных под бараки. В первую зиму здесь ежедневно умирали до тысячи человек от эпидемий тифа, дизентерии, недоедания и холода. Сотнями военнопленных расстреливали. Сразу по прибытии убивали офицеров, коммунистов и евреев. Тела вывозили и сжигали в расположенных неподалеку печах, а иногда прямо на месте. Убитых узников закапывали в ямах на территории лагеря, около элеватора, в противотанковых рвах. Через много лет во время строительных работ нашли чугунную вывеску с длинным названием из готических букв на немецком языке «спортивно-трудовой оздоровительный лагерь». Нацисты уничтожили здесь больше 100 тысяч пленных.

Сегодня здесь успешные производства, мемориалы, стадион «Центральный» и жилые дома. Как-то один историк в беседе со мной посетовал, что о лагере напоминает только барельеф на стене, на который смотрит далеко не каждый прохожий. Стоило бы наоборот — «прочертить» границу лагеря смерти по асфальту, чтобы заставить остановиться тех, кто смотрит исключительно себе под ноги. Не так давно на соседней аллее установили памятный знак жертвам геноцида, но этого всё еще мало. Поэтому, если вы вдруг крутите педали вдоль фабрики «Труд», нажмите на тормоз и на минуту остановитесь у небольшого барельефа с огромной историей.

Акция «30 дней на велосипеде» вот уже 15 лет проходит с 1 по 30 апреля, объединяя активных и немного сумасшедших энтузиастов велодвижения по всему миру. Суть ее крайне проста: каждый день нужно пользоваться двухколесным и двухпедальным видом транспорта. Модель велосипеда и его стоимость не имеют никакого значения, проезжать можно и по одному, и по 30 километров. Главное — не отступать, не сдаваться и показывать всем вокруг, что велодвижение — это жизнь. Беларусь, кстати, традиционно находится в числе самых активных стран-участниц. Корреспондент sb.by в очередной раз решила испытать себя и доказать, что крутить педали можно с любым уровнем подготовки. А еще в этом году велоапрель стал тематическим и очень душевным — мы посвящаем акцию 80-летию Великой Победы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter