Группа белорусских агроменеджеров и ученых изучала в Украине опыт органического земледелия

3. Магазин идет к фермеру

(Окончание. Начало в номерах за 11 и 14 апреля.)

Продолжаем разговор об образовательной поездке белорусских специалистов в Украину для изучения опыта производства, сертификации и государственного регулирования органического производства. Органические продукты — это не просто мода или тренд, это здоровое будущее. Украинский внутренний их рынок начал формироваться в конце 2000-х, а первые продукты с соответствующей маркировкой на прилавках ретейлеров появились в 2008 году. И по сей день основные каналы продаж — торговые сети и специализированные магазины. Но по-прежнему самой большой проблемой внутреннего рынка остается низкая осведомленность потребителей об органической продукции, ее пользе и особенностях производства.

Наталья НИЧИПОРЧУК.

Интересен опыт Швейцарии, о котором рассказала Наталья Прокопчук, куратор украинско-швейцарского проекта. Страна лидирует по количеству потребления органических продуктов на душу населения — 312 евро в год. Ее граждане сознательно идут за ними в магазин. И цена не имеет значения. Главное, что они свои, местные. Строгие и правила импорта: они не только защищают потребителя, но и нацеливают своих фермеров на производство недостающей продукции, чтобы как можно меньше ее ввозить.

Что касается Украины, то очень помогла продвижению органических продуктов, как бы удивительно это ни звучало, компания «Хортица», выпускающая широкую линейку алкогольной продукции. Не один миллион евро ушел на то, чтобы на всех украинских телеканалах на протяжении нескольких месяцев каждые полчаса появлялся зеленый «Евролист».

Уникален в этом плане и опыт магазина Good Wine. Да, в 2006 году он начинал как винный магазин, но сегодня здесь можно купить практически все виды органической продукции: начиная с обычных и заканчивая экзотическими. Здесь продают только то, что хотят есть сами.

Хамон из Испании, прошутто из Италии, жамбон из Франции... Но при этом одновременно работают с местными сертифицированными органическими и биодинамическими производителями, веря, что продукты отличнейшего качества можно создавать и в Украине.

На полках очень много продуктов со знаками, подтверждающими органическое производство. И большая их часть — местных производителей. 

Выбор поставщика с действительно качественным продуктом — это целый ритуал, который порой может занимать год и даже больше. 

— Мы очень озабочены качеством, — объясняет Наталья Ничипорчук, соучредитель магазина. — Наши фермеры — это наша гордость. Ведь когда покупаешь продукт у человека, которого лично знаешь и которому доверяешь, это, согласитесь, уже совсем другое дело.

За 5 лет менеджеры магазина нашли более 30 фермеров-органиков и с их помощью собрали у себя все лучшие продукты, которые сейчас производят в Украине. Маленькие фермеры делают большое дело. И в товарообороте их продукция занимает около 15 процентов — отличный показатель. 

По заказу магазина украинские фермеры освоили выпуск прошутто, но только без соли и нитритов. Появился и местный бренд Ham.lo, аналогичный известному Наmo. А также украинский йогурт «Греческий», йогурт из кокосового, козьего и овечьего молока. Есть и органическая сгущенка, которую фермер варит на… костре. Сыворотку здесь витаминизируют лесными ягодами и облепихой. И все это продукция, созданная по просьбе и с помощью магазина.

Цель здесь многогранна: помощь малому и среднему бизнесу Украины, а также популяризация качественных оте­чественных продуктов.

В магазине огромный выбор различных органических яиц.

А чего стоит совместный проект «Курица, выращенная на амаранте»! Украинская экоферма по просьбе менеджеров магазина свободно выпасала кур в посевах амаранта. И в таком подходе — огромный синергетический эффект. И птицы сыты, и почва удобрена, и урожай амарантового зерна отличный. Да и яйца без глютена (пшеницы-то нет) и с большим количеством белка.

Владельцу небольшого магазина органической продукции Клоду Ексбраяту повезло меньше. В январе 2015 года он приехал в Киев, даже не понимая, чем будет заниматься. Но то, что органикой, — это точно. Признается: была идея начинать все в Беларуси. Но в Украине в то время была полная неразбериха, и консультант по финансам сказал, что это лучшее время для нового проекта. Поэтому из Беларуси он перекочевал в Украину. 

Татьяна КРАСНЮК и Клод ЕКСБРАЯТ.

Через 6 месяцев в Киеве уже были магазин, кафе, ресторан и логистический центр. Плюс интернет-платформа. Но все оказалось намного сложнее. Сегодня работает только один небольшой магазин: пришлось даже переехать в помещение поскромнее. Хотя и в нем более 3000 наименований товара — от свежих овощей и фруктов до косметики и средств ухода за домом. На плаву держится и сама фирма — самый крупный импортер органических продуктов в Украине.

И сейчас Клод думает о Беларуси: контракт уже подписан. Вот-вот начнут поступать и товары на полки наших магазинов.

Сегодня по всему миру один за другим закрываются органические специализированные магазины. Нерентабельны. Аналогичная картина и в Украине. За последние 13 месяцев закрылись два из четырех магазинов-пионеров «Натур-бутик», которые были открыты около 15 лет назад. Сокращается и сеть магазинов «Имбирь».

Больше людей (почти 80 процентов) в США, Германии, Франции, да и по всей Европе, предпочитают покупать органику в обычных гипермаркетах, которые с каждым годом наращивают свой ассортимент. И если раньше покупатель требовал выделения отдельных полок, то теперь уже ратует за то, чтобы, к примеру, органическое молоко было в том же отделе, что и неорганическое.

Причин тому несколько. Во-первых, очень мало людей, которые употребляют исключительно такие продукты, во-вторых, их ассортимент все еще скудный. Даже в сезон свежих овощей и зелени нет в продаже, что уж говорить о межсезонье. К тому же их тяжело продавать в гипермаркетах: как отличить органический помидор от химического? 

Потребитель — лакмусовая бумажка результативности и эффективности органического производства. В Германии бум на органику начался, только когда государство провело массированную рекламную программу. На зеленый «Евролист» или другой знак сертификации ориентируются единицы. Отсюда и обман.

Не зря же Еврокомиссия ввела дополнительные меры конт­роля, и с 2018 года при Европоле создан специальный отдел по разоблачению поддельной органической продукции.

Большие штрафы за нарушение маркировки органической продукции введены и в Украине: они прописаны в законе. Для большей осведомленности принят и новый Закон «Об информации для потребителей пищевых продуктов». 

Какими бы хорошими ни были принятые документы, но без диалога между представителями государственной власти и бизнеса, общественности, специалистами органического сектора их эффективность все равно будет нулевой. На этом акцентировала внимание президент ОО «Органическая Украина» Елeна Березoвская:

— Вначале мы доказывали бизнесу, что нужен закон. Да, это дополнительные регулирование, требования, стандарты, ответственность, но в то же время это и дополнительные возможности для бизнеса. Именно закон позволяет работать в защищенном правовом поле. К тому же не менее выгоден он и потребителю — как защита от некачественного товара.

Органические продукты — это продукты не для богатых людей, а для образованных, которые понимают разницу. Здоровье дороже денег. 

Что же касается широкой рекламы таких продуктов, то, возможно, и нам по примеру Украины стоит проводить ярмарки натуральных фермерских товаров. И если поначалу органики будет не более 1—2 процентов, то со временем акцент все равно сместится в ее сторону.

СЛОВО УЧАСТНИКАМ СЕМИНАРА

Татьяна КРАСНЮК, заместитель начальника отдела потребительского рынка управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли: 

— Развитие органического производства в Беларуси — актуальное и перспективное направление. Оно позволит не только обеспечить белорусов высококачественными продуктами питания, произведенными с применением технологий, не наносящих вред окружающей среде, но и будет способствовать сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения.

Любомир КЛЕПАЧ, помощник руководителя проекта Центра экологических решений, руководитель образовательной поездки в Украину:

— Запланированная программа выполнена по максимуму. Все участники четко осознали важность сотрудничества производителей и госорганов. Может быть, не напрямую, а через общественные организации, делегировав им полномочия. Даже самая открытая власть не может быть открытой для каждого отдельно. Необходим костяк активистов, который будет состоять из представителей органов государственной власти, сертификационных органов, сельхозпроизводителей и переработчиков. Немаловажную роль в решении сложных вопросов развития органического производства в Беларуси сыграют и общественные объединения. 

Хочется верить, что наши аграрии, переработчики и, самое главное, потребители со временем поймут, что качественный и полезный продукт — не дань моде, а норма жизни всего общества.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Наталья ТЫШКЕВИЧ