Плачут ли саперы?

3.200 остановок сердца

Как описать состояние, когда ты на грани смерти? Когда твоя жизнь зависит от одного движения? Эти секунды всегда длятся вечность. Секунды, когда сердце замирает. Саперы сталкиваются с угрозой для жизни каждый день. Каждый выезд к опасному объекту, будь то бесхозная сумка или авиационная бомба — это потенциальная опасность. И некоторые не скрывают эмоций — могут кричать или даже плакать. И это — не стыдно. Нервное напряжение, достигая максимума, требует выхода. Главное при этом сохранять здравый рассудок.



За свою жизнь Дмитрий Гаврук обезвредил 3.200 взрывоопасных предметов. Каждый день он отдает команды, которые спасают нас от взрывов. Этот человек с горячим сердцем и холодной головой возглавляет Взрывотехнический центр внутренних войск МВД. В 80–е годы ученик дзержинской школы Дмитрий Гаврук отчаянно занимался настольным теннисом. Пионер спал и видел себя олимпийским чемпионом. Мечтания поддерживал тренер, раз за разом отмечая талант молодого спортсмена. О том, что через двадцать лет он будет принимать решения, от которых зависят жизни сотен людей, он тогда даже не мыслил. Однако жизнь сложилась по–своему. Поступая в Военную академию, он еще не представлял, кем будет. Но точно знал, что хочет быть полезным. А кто такой военный инженер? Тот, кто строит мосты? Оказалось, все гораздо интереснее. И суровее.

С 1997 года саперно–пиротехнические группы во внутренних войсках превращают в аварийно–спасательные батальоны. В один из них приходит служить лейтенант Гаврук и сразу становится командиром первого взвода. Через шесть месяцев он окажется в автомобильной роте, но затем снова вернется к опасной работе. В это время в войсковой части 3310 формируется пиротехническая группа, куда приглашают недавнего выпускника: «Для меня это было «вау!». Заниматься разминированием — честь для каждого солдата». Он позвонил маме, та в слезы: «Сынок, может, не надо?» Хорошо, мама. Рапорт о том, что согласен, Дмитрий написал в тот же день. С того момента служба стала проходить в подвижной группе разминирования, позже переименованной в саперно–пиротехническую группу.

Перед первым разминированием не спал всю ночь. Колотило. Утром начальник службы сказал: вперед. Рогачевский район, деревня Новые Колосы. Местные пацаны выловили в реке Друть 50–килограммовую авиационную бомбу. Саперы вывезли ее на разминирование на КамАЗе в поле. Было страшно до жути. Но второй раз уже полегче, потом третий, к десятому привык.

Тому, с чем пришлось сталкиваться в работе, в академии не учили. Там все больше говорили о современных боеприпасах. О снарядах минувших войн рассказывали старшие в группе. Ремесло сапера они знали назубок: «В то время любой военный инженер был многогранным человеком. Он мог и мину–растяжку поставить, и с бульдозером справиться, сделать мост, добыть и очистить воду, разобраться с маскировкой», — вспоминает Гаврук. Вместе с этими людьми он провел самые интересные годы своей жизни, когда все постигалось впервые. Командировки, наполненные одновременно и страхом, и гордостью за собственную работу, и романтика ночевок в КамАЗах, вкус картошки из костров и запахи полей особенно ярко вспоминаются сегодня, когда работы с документами с каждым днем все больше.


В то время служили в отрядах разминирования только солдаты срочной службы. С ними проводили сборы и самых талантливых брали в саперы. Старались выбирать ребят из разных областей. Гаврук вспоминает, как однажды после службы уехал солдат домой, в деревню. А ему вслед — почетный знак от командования. В это время как раз выезд в его район. На обратном пути Гаврук принимает решение заехать в гости к бывшему подчиненному. Знак тому на майку, речь о том, что войска его не забыли. У парня — слезы градом. У его отца — тоже глаза на мокром месте: сынок–то герой! Такие встречи переворачивали жизнь простых сельских парней, некоторые из них принимали решение вернуться на военную службу.

В 2003 году создается Взрывотехнический центр внутренних войск. Саперно–пиротехническую группу, в которой служил Гаврук, передают штабу центра. Из Околицы Гаврук переходит в войсковую часть 5448. Переход дался с трудом: привык к военному городку, там была масса знакомых, все жили одной большой семьей. Но военный долг призвал во вторую саперно–пиротехническую группу. Теперь задач стало больше: заминированные объекты, подозрительные пакеты, боеприпасы. Буквально через неделю всех потрясла находка группы: 110 снарядов на месте строительства Национальной библиотеки, а через день — еще 6 ящиков мин вдоль проспекта Независимости. Изменился коллектив: вместо солдат срочной службы костяк группы составляли уже служащие по контракту. Через год Гавруку присвоили звание капитана и предложили должность старшего инженера. Теперь в его задачу входило и обучение военнослужащих. Пришлось снова сесть за учебники. В 2008 году Гаврука назначают заместителем начальника Взрывотехнического центра, через некоторое время снова возвращают на должность старшего инженера и через полгода — опять заместитель. 6 ноября 2013 года Гаврук возглавил центр.

В том же году с женой Юлей они отмечали 8–летие семейной жизни. Познакомились, когда ему было 26, а она только окончила БГУ. Младшая сестра Гаврука училась на профессиональных курсах, там сдружилась с умницей и красавицей Юлей, получившей красный диплом филолога. Девчонки подружились на счастье Гавруку. Гордый Дмитрий тогда считал, что жениться вроде как и пора, но ему, капитану, нужна была как минимум майорша. Но, как оказалось, нужна была ему все же скромная и спокойная Юлия с ангельским характером. Встретились один раз, два. А через полгода подали заявление в ЗАГС. Правда, Юля согласилась не сразу. Три раза подряд у Гаврука случалась осечка, любимая говорила «нет». Но 17 сентября 2005 года молодые сыграли свадьбу. Еще через год появился Ванечка, а через 3 — Коля. Старший сын учится в гимназии, профессионально занимается бально–спортивными танцами. Спокойный, уравновешенный, любящий порядок мальчик, как признает папа, весь пошел в маму. Младший, Колик, детсадовец, шебуршной и очень активный. По общему признанию семьи — копия папы. Погоны и звания учили всей семьей. Папа не раз рисовал таблицы и схемы своим родным. Юлия так до конца все и не запомнила, хотя все писали их под копирку. Но в их семье знание военной иерархии — не главное. Главное — это поддержка в любых начинаниях. Будь то спорт, новая опасная должность или увлечение. Плечо к плечу, шаг за шагом.

isaenok@sb.by

Советская Белоруссия № 167 (25049). Четверг, 1 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter