3 000 километров чистой воды

Калинковичское ПМС является одним из лучших предприятий района. Чтобы посетить все объекты, на которых работают местные мелиораторы, потребуется сжечь не один и не два литра бензина: сеть каналов растянулась на три тысячи километров
Люди не на болоте

Процесс мелиорации полесских земель давно не оценивали объективно. Сначала его огульно возносили (приводя в пример рост урожаев), dir.jpgпотом хулили (вспоминая погибших вертлявых камышевок). Сегодня же, когда мелиорация стала такой же реальностью, как леса или реки, главным стал вопрос заботы об этих землях. О роли мелиоративных земель в хозяйстве Калинковичского района мы поговорили с директором Калинковичского предприятия мелиоративных систем Михаилом ШПАКОВСКИМ.
— Ваше предприятие — одно из старейших в Гомельской области — образовалось 4 февраля 1947 года. Вместе с тем нам известно, что главные события на мелиоративной карте Полесья стали разворачиваться в 70-х годах прошлого века...
— Конечно, первые мелиоративные системы строились до известных масштабных событий. Первая техника стала появляться только в 50-х годах. А до этого все делали вручную, вооружившись лопатами. Вместо экскаваторов и бульдозеров было несколько конных повозок.
После пленума ЦК КПСС 1965 года в нашей стране развернулись интенсивные мелиоративные работы. В результате в нашем районе появилось 54 тысячи гектаров мелиорированных земель. Менее чем за 30 лет построили 3 тысячи километров каналов, 799 труб-переездов, 857 водорегулирующих сооружений... Надо же теперь заниматься обслуживанием всего этого хозяйства, чтобы создать нормальные условия для сельских угодий.
— И все же... Раздаются призывы к возвращению земель в естественное состояние, т.е. к заболачиванию...
— И что, потерять половину посевных площадей района? Благодаря мелиорации возникли великие цивилизации Междуречья и Египта, поэтому ее не стоит недооценивать. Новые каналы у нас строятся только в случае острой необходимости и небольшой протяженности. А те, что построили 30—40 лет назад, были спроектированы довольно грамотно. Сегодня главное следить за состоянием каналов, чем мы и занимаемся: ведем их очистку и выкашивание, вырубаем кустарники, ремонтируем мелиоративные сооружения — чтобы обеспечить оптимальный водно-воздушный режим почвы и дать культурным растениям нормально развиваться.
— Если результат вашей работы можно определить по урожайности, то насколько она будет разниться на тех землях, где вы уже провели очистку каналов, и тех, где только собираетесь?
— В разы. Более того, на заболачиваемой территории культура может вымокнуть и вообще не дать урожая. Но надо понимать, что мелиорированные земли особенно требовательны к уходу. Те же колхозы должны соблюдать технологии посевных площадей: что и когда на них можно сеять, чтобы не ухудшать плодородие земель.
— Денег на все хватает?
— Когда же их хватало... Лучше, конечно, чем десять лет назад. Но другими работами также занимаемся. Наличие хорошего парка техники позволяет участвовать в различных строительных проектах. Недавно вот приобрели два новых экскаватора, благодаря чему в работе появились новые возможности: с их помощью можно не только чистить каналы, но и проводить любые виды земляных работ.

Работа “по знакомству”

Сегодня на предприятии работает 154 человека. Летом в связи с сезонной нагрузкой нанимают дополнительно 20—25 сезонных рабочих. Средняя зарплата на ПМС составила 525 тысяч, что является одним из лучших показателей среди мелиоративных предприятий области, поэтому сюда очень непросто попасть. В то же время руководство предприятия понимает, что перспектива роста — в молодых специалистах. Многие сотрудники ПМС прошли заочное обучение в Горецкой сельскохозяйственной академии. Андрей Новик работает на ПМС пятый год и является одним из самых молодых начальников участка — сегодня ему 31 год.

В мелиораторы идут с друзьями

Удивительно, но и Михаил Шпаковский, и Андрей Новик пошли в мелиораторы вслед за своими друзьями.
— Я учился в школе деревни Мисятичи Пинского района и нашел там друга, который нацелился поступить в Пинский гидротехникум. Но у него не получилось, а я благополучно поступил. Потом был распределен в Наровлю, заочно поступил в сельхозакадемию... А после Чернобыля приехал в Калинковичи с женой и ребенком, — вспоминает Михаил Павлович.
Кстати, в 1986 году молодого Шпаковского на ПМС не взяли (не было необходимости в кадрах его специальности), и на предприятие, которым он руководит уже пятый год, Михаил Павлович попал только со второй попытки — в 1996 году.
Андрей Новик решил поступать тоже с другом: закончил техникум, затем поступил на гидрофак в Горецкую академию. Теперь работает инженером-гидротехником на втором участке.
— Мне пришлось многому учиться на месте, особенно умению обращаться с техникой, — рассказывает Андрей Новик. — Главная задача инженера-гидротехника — организовать работу на производственном участке, правильно поставить производственный процесс, контролировать рабочих.
С Андреем Новиком мы и поехали смотреть объекты, на которых работает ПМС. Мелиоративное хозяйство многогранно и очень интересно. Мы побывали только на нескольких объектах, но узнали многое.mel1.jpg

Фермеру в помощь

Проезжаем по территории совхоза “Беларусь” Калинковичского района. Андрей обращает наше внимание на людей, что-то обсуждающих возле заросшего травой канала. Оказывается, работники ПМС помогают совхозу подготовиться к областному семинару. Солидное хозяйство должно солидно выглядеть. Когда ехали обратно, канал был уже чист — ни кустов по берегам, ни камышей.
Заглянули в деревню Горбовичи. Там развернул свою деятельность фермер Василий Змутко. Земля ему досталась неплохая, но вот беда — мелиоративный канал разделил ее на две части. Чтобы переправить технику на “тот берег”, приходилось делать огромный крюк. А это и потеря времени, и расходы ГСМ. Мелиораторы решили задачку просто. Сначала расчистили канал — его занесло почти на метр сапропелем (это, между прочим, отличное удобрение), а потом построили трубу-переезд. Сегодня путь техники с мехдвора на поле занимает считанные минуты.

Боброво удивление

В своей работе мелиораторы сталкиваются с самыми неожиданными трудностями. Например, им приходится выдерживать нешуточную “конкуренцию” со стороны бобров. Люди заинтересованы, чтобы уровень воды можно было регулировать, а вот грызунам это совершенно безразлично. Построят себе плотину, перекроют канал (на это уходит всего один день), а земля кругом заболачивается. Приходится работникам ПМС эти плотины разбирать, но трудолюбивые зверьки не ленятся возводить их заново, хотя поблизости нет ни леса, ни кустарника. Экскаваторщик Николай Горбыко рассказал об одном забавном случае: “Как-то спустили мы воду в канале. Из лаза в плотине выскочил удивленный бобр. Посмотрел направо, посмотрел налево, а потом сел на пятую точку и по-человечески грустно вздохнул...”
На своем экскаваторе Николай Горбыко очищает в день 300—400 метров канала. Среди травы и грязи попадаются весьма любопытные находки. Однажды ковш извлек на свет немецкую каску, а его коллега как-то даже мину нашел(!). Нередко на берегу оказываются щуки, почему-то облюбовавшие мелиоративные системы.

Последний русловой

Если вы читали роман Ивана Мележа “Люди на болоте”, то определенное представление о том, как раньше боролись с подтоплениями, имеете. Сегодня ручного труда значительно меньше. Экскаватор выроет канал, а кустодер едва ли не навсегда расправится с кустами. Останется только скосить траву, чтобы потом обработать берег специальными химикатами и надолго о ней забыть.
И все-таки без людей на канале не обойтись. Иван Григорьевич из Якимовичей — последний в Калинковичском районе русловой. Раньше такой человек был в каждой деревне. Система каналов не так проста, как может кому-то показаться на первый взгляд. Во время паводков каналы уносят излишки влаги с полей в реки, а в засуху повышают уровень воды, чтобы землю увлажнить. Время коснулось и профессии руслового. Сегодня Иван Григорьевич получает указания по мобильному телефону, но суть его работы осталась прежней — следить за уровнем воды в каналах. Чтобы поля не сохли и не заболачивались. Чтобы крестьяне были с урожаем.
В этом, собственно, и состоит задача всей мелиоративной отрасли.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter