24 часа водители в центре внимания

Лихачи, которые носятся по дорогам со скоростью болидов и уверены, что их не догнать, — наивные люди...

Лихачи, которые носятся по дорогам со скоростью болидов и уверены, что их не догнать, — наивные люди. Их непременно догонят — штрафная квитанция и фото «на память», где четко зафиксирован факт нарушения. Вот уже две недели 19 датчиков контроля скорости неустанно следят за поведением водителей на трассах. Почти полторы тысячи любителей прокатиться с ветерком обнаружили в своих почтовых ящиках «штрафной» пакет. Корреспонденты «СБ» поинтересовались механизмом фиксации нарушений: от вспышки камеры до распечатки писем.


Фотографию своего БМВ на фоне пейзажей Дзержинского района скоро увидит Руслан, житель Гродненщины. На трассе М1 Брест — Москва за рулем превысил скорость на 12 километров в час. Это минимальное нарушение, на которое среагирует датчик контроля скорости. А максимальное?


— Недавно лихач на тюнингованной БМВ «притопил» педаль газа до 268 километров. Выжить на такой скорости в любой аварийной ситуации — это чудо.


И если Руслану согласно законодательству, как и всем другим сфотографированным участникам дорожного движения, предложено заплатить минимальный штраф, то нарушение владельца БМВ, двигавшегося с запредельной скоростью, будем рассматривать в индивидуальном порядке как исключительный случай. Учитывая возможные последствия.


Именно потенциальными последствиями обусловлен и выбор мест, где водителей подстерегают «камеры строгого режима». Инспектор ГАИ УВД Миноблисполкома Владимир Сергеев приводит статистику: на этих участках происходит наибольшее количество серьезных дорожно–транспортных происшествий.


— Скажем, на 94–м километре трассы Минск — Микашевичи за десять лет погибли два человека, еще 13 пострадали. Самый аварийный участок Минской области! Мы даже не сомневались в том, что именно там будем ставить камеру. Появившаяся тут аппаратура в отличие от датчиков на М1 фиксирует не только нарушения скоростного режима, но и факты пересечения сплошной линии. Точно такая же работает на отрезке между Слуцком и Солигорском. А еще у нас есть несколько мобильных устройств, которые в любое время могут появиться на самых разных дорогах страны. И их число все время увеличивается.


Вспышка сверху


Информация с видеокамер онлайн поступает в минский Центр фиксации правонарушений. На большом экране наблюдаю фотографии тех авто, водители которых предпочли не замечать ограничительные знаки. На снимках — а для каждого автомобиля для верности устраивается целая «фотосессия» — отчетливо читаются номера, видна модель и цвет. День ли или ночь, снег, дождь или солнце. Системе не помеха ни погодные, ни световые условия. Вот под прицел камеры попадают мотоциклист, разогнавшийся до 148 километров в час, междугородный рейсовый автобус, который двигается на 12 километров в час быстрее положенного, автомобиль с иностранными регистрационными знаками...


Система сама сортирует информацию по разным директориям. Что касается водителя автобуса, для начала специалисты сделают запрос перевозчику, чтобы узнать, кто именно был за рулем. С иностранцами немного сложнее. Впрочем, в Госавтоинспекции подчеркивают: перед законом равны все.


— Эту машину мы остановим. Если неподалеку дежурит наряд ГАИ — то сразу же, если нет — как только она будет покидать страну. Для этого устанавливаем так называемые пункты взимания оплаты, которые оборудованы специальными аппаратами, принимающими различные валюты и, естественно, банковские карточки. В первую очередь они будут находиться у дорог, прилегающих к белорусско–российской границе. Если водитель не захочет раскошелиться, имеем право на время изъять права. Остановим и тех, кто решил обмануть систему, сняв номерные знаки. Некоторые думают, что это панацея. Нет! Хотим, чтобы водители усвоили: если за первое нарушение скоростного режима — превышение от 10 до 20 километров — нужно будет заплатить лишь 50 тысяч рублей, то за снятый номер — миллион.


Номер автомобиля тем временем высвечивается и на мониторе операторов. Их задача — сверить его с фотографией. Ведь, утверждают специалисты ГАИ, при всем уважении к приборам сбои возможны и у них. Причем, если кто–то из сотрудников принял решение отклонить нарушение, информация об этом попадает в отдельную директорию. И это уже повод для проверки специальной комиссии в составе МВД, ГАИ и других ведомств.


— Одно дело, когда у машины отсутствует регистрационный номер, другое — когда оператор решил прикрыть соседа или чиновника. Любое кумовство или коррупция попросту исключены!


Следующий этап. Информация стекается к дежурящим сотрудникам Госавтоинспекции. Они следят за «водительской биографией» того или иного автовладельца и несколькими щелчками мышки «определяют» статью административного кодекса, по которой будет сгенерирован протокол. Готово! Письмо распечатывается, его забирают представители «Белпочты» и рассылают адресатам.


— Была идея разместить на конвертах фотографии последствий серьезных дорожно–транспортных происшествий в качестве дополнительной профилактики. Пока от нее отказались.


Письмецо в конверте погоди, не рви


Итак, вы получили заказное письмо. Осталось сходить и заплатить. Можно в любом отделении банка. Можно ввести номер постановления в единую расчетную систему платежей в инфокиоске... А можно и обжаловать. Если у вас есть «алиби» и вы не согласны платить. Но учтите! Тогда упрощенное производство по административному делу прекращается. Оно начинает рассматриваться в общем порядке. Это означает, что в случае подтверждения вашей вины на минимальный штраф можно уже не рассчитывать. А вот то, что вас временно «переведут» в пешеходы, — вполне вероятно. И еще. Водитель сам должен предоставить доказательства своей невиновности.


***


Опыт Франции показывает: на некоторых участках дорог, где установлены фотокамеры, смертность удалось сократить на 50 процентов. Водители, зная о том, что впереди «контроль», сознательно сбрасывают скорость. Но оснастить датчиками лишь две трассы — этого явно недостаточно. Впрочем, уже на следующей неделе на магистрали Брест — Москва заработают еще четыре подобных устройства. На вооружение Госавтоинспекции поступят дополнительно и несколько мобильных приборов. А кроме того, дороги оснастят муляжами видеокамер. Их расположение будет постоянно меняться. Так, глядишь, и научимся уважать дорожные знаки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter