Последствия распада СССР чувствуются в постсоветских странах до сих пор

23 года без СССР

Восьмого декабря 1991 года, 23 года назад, прекратил свое существование Советский Союз. Казалось бы, уже весьма далекое от нас событие в этом году вспоминается с особыми чувствами. Ведь на самом деле распад СССР – это вовсе не одномоментный акт. Это длительный процесс, по большому счету, продолжающийся по сей день, отдаленные последствия которого будут еще долго сказываться на нашей жизни. И, к сожалению, в основном не лучшим образом. В частности, события этого года в Украине – одно из отложенных последствий этого распада.

sb5_23.jpg

Советский Союз был мощным социально-экономическим организмом, обладавшим огромной исторической инерцией, и политическая его ликвидация не могла одномоментно разрушить те структуры, которые скрепляли постсоветское пространство в единое целое: экономические связи, транспортную инфраструктуру, наконец, менталитет людей, за долгие годы привыкших жить в общем ритме большой страны. Поэтому эти структуры и связи продолжали жить своей жизнью и после ликвидации государства. Именно эти структуры и связи во многом смягчали, амортизировали болезненные последствия разрушения советской империи.

Вместе с тем эрозия этих советских структур продолжается, и их дальнейшее ветшание и разрушение вскрывает новые конфликты и противоречия, не видимые ранее. Как представляется, конфликт в Украине знаменует качественно новый этап в жизни постсоветского пространства. Не в последнюю очередь это связано с выходом на социально-политическую арену первого постсоветского поколения – поколения людей, не имеющих непосредственного советского опыта и выросших целиком на почве новых независимых государств. Выход этого поколения на авансцену истории и станет первым серьезным экзаменом на жизнеспособность новых независимых государств, который и покажет, каких граждан и какое будущее эти государства себе уготовили. Украинский опыт в этом плане, увы, вселяет лишь тревогу.

Государства, возникшие на месте СССР, сами по себе являются не чем иным, как советским наследием. Ведь границы республик, по которым был осуществлен раздел союзного государства, были сформированы именно советской властью. Однако практически сразу после распада СССР обнаружилось, что жизнеспособность некоторых новых независимых государств поддерживалась самим фактом их пребывания в составе Советского Союза. Внутренние конфликты и противоречия, имевшие место во многих республиках, которые гасились и подавлялись союзным центром, с распадом СССР вышли на поверхность, приведя к, по сути, «вторичному распаду» этих постсоветских республик. Первым заполыхал Нагорный Карабах – давнее яблоко раздора между Арменией и Азербайджаном. Обнажились противоречия между грузинами, абхазами и осетинами в Грузии. Приднестровский конфликт расколол пополам Молдову – маленькое Приднестровье «увело» вместе с собой большую часть молдавского экономического потенциала. 

В России заполыхала Чечня, было неспокойно и в других национальных республиках.

Однако все эти конфликты были разрешены или заморожены к 2000-м годам, и казалось, что потенциал распада на постсоветском пространстве исчерпан. Но события в Украине показали, что это не так. Многие конфликты и противоречия, не проявившиеся сразу после распада СССР, дали знать о себе сегодня. Антагонизм между западом и востоком Украины был всегда. Другое дело, что в советские годы он успешно гасился и не носил того накала и драматизма, как сейчас. Собственно, именно поэтому первые годы независимости прошли в Украине относительно спокойно. Однако взятая за основу государственного строительства идеология украинского национализма начала быстро углублять и расширять этот внутренний раскол. О возможном распаде Украины заговорили еще до первого «майдана» в 2004 г. События этого года перевели проблему раскола из области гипотетической в реальность. Не последнюю роль в этом сыграла и активность молодого поколения, воспитанного на националистической пропаганде и проповедуемых ею сомнительных идеалах.

Помимо Украины, потенциальные очаги напряженности могут проявиться и в других республиках бывшего СССР. Например, в странах Центральной Азии, где в ближайшие годы может произойти серьезное обновление элит, связанное с отходом от дел руководителей старшего поколения, управляющих этими республиками с момента их независимости. Есть риск, что это также может обострить имеющиеся здесь внутренние противоречия.

Одним словом, постсоветское пространство стоит на пороге больших перемен, и ближайшие годы определенно не будут легкими.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter