Трактор «Универсал» - первопроходец в обработке земель механическим способом

22 железных коня

«Универсалы» списали, сдали на металлолом, лишь единицы попали на пьедесталы и в киносериалы
«Универсалы» списали, сдали на металлолом, лишь единицы попали на пьедесталы и в киносериалы


КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ, Наркомзем СССР, МТС… Такие, мало кому сейчас понятные, слова приходят на ум при упоминании модели трактора «Универсал». Он оказался первопроходцем в обработке земель механическим способом в первой половине прошлого столетия, символом эпохи создания колхозов и совхозов. В селах еще не было электричества, канализации, о велосипеде и не мечтали, а люди уже использовали трактор. Сейчас эта техника — раритет, более 70 лет как не применяется в аграрной отрасли. Увидеть образец можно только в некоторых музеях или на постаменте в сельхозпредприятиях. Не осталось в живых и тех, кто управлял «Универсалом». Попробуем совершить экскурс в историю.

«УНИВЕРСАЛ», или сокращенно «У», выпускали на Ленинградском заводе «Красный Путиловец» с 1934 по 1940 годы на Владимирском тракторном заводе с 1944 по 1955 годы. Это второй отечественный трактор. Его прототип и самый первый советский агрегат — «Фордзон-Путиловец» — изготавливали в Санкт-Петербурге.

Модель сконструировали американцы из известной автомобильной компании «Форд». Советы выкупили лицензию на технику и начали выпускать под своей маркой. «Фордзон-Путиловец» по компоновке стал еще и первым классическим: с небольшими передними и огромными задними колесами. 

С весны 1929-го в СССР начался рост коллективных хозяйств. В ноябре прошел пленум ЦК ВКП (б), участники которого приняли постановление «Об итогах и дальнейших задачах колхозного строительства». Страна начала переустраивать деревню и развивать социалистическое земледелие. В село на постоянную работу направили 25 тысяч городских рабочих для руководства колхозами и совхозами. Впоследствии их число выросло едва ли не втрое. 

7 декабря 1929 года образовался Наркомзем СССР (Народный комиссариат земледелия СССР). Первый руководитель — Яков Яковлев. Он возглавил строительство совхозов, колхозов и МТС, объединил работу республиканских комиссариатов земледелия.

В это время хозяйства начали скупать новую технику — «Универсалы», «Фордзоны». У обоих были шипы на колесах, чтобы не пробуксовывали. Но первые оказались тяжелее на полтонны. К тому же заводились заводной ручкой спереди. Работала эта техника на керосине.

Модели сохранились как памятники. В Гомельском областном музее военной славы оригинальный «Универсал» в экспозиции с 2004 года. Разгонялся всего от 3 до 7 километров в час, масса — около 2 тонн (некоторые современные легковушки весят больше). Мощность двигателя — всего 22 «лошадки». У классического «Беларуса» 82.1 — 80.

Трактор 1944 года выпуска, его передало ОАО «Гомельский мотороремонтный завод». «Универсал» в одной экспозиции с техникой Великой Отечественной. Почему? Как пояснили в музее, во время войны они работали вместо тягача. На аналогичных моделях, но более раннего выпуска перевозили орудия. 

В «Универсале» нет кабины (как в МТЗ-2 и «Фордзон-Путиловце»). Многие детали из железа — руль, колеса. Руль управляет передними колесами. У современных тракторов механизм проходит внизу. В «Универсале» вал расположен на уровне выхлопной трубы (сверху).

В ОАО «Жлобинский агротехсервис» «Универсал» на пьедестале аж с 1963 года. На постаменте — табличка с именами первых трактористов Жлобинского района. Первопроходцами стали девушки: Варвара Тарасова из деревни Малевичи, Мария Чайковская из Змеевки, Мария Бобрик из деревни Майское. 

Среди молодых людей — Захар Бирюков (Мазолово), Борис Германович из деревни Эрштермай (переименована в Возрождение), Антон Герасимович (Святое), Василий Дятлов, Михаил Корунчик и Кузьма Ярошевич (Змеевка), Михаил Исаенко (Коротковичи), Анисим Терещенко (Плесовичская Слободка).

Последний в этом списке — Анисим Терещенко. Он умер в 90 лет. Сыну Генриху сейчас 78, и живет он в Жлобине. О своем отце вспоминает:

— Техника размещалась на машинно-тракторной станции (МТС). Жлобинская, как и Рогачевская МТС, организована в 1931 году. Колхозы еще раньше. На их полях уже тогда работали «Фордзон-Путиловцы». Например, в деревне Коротковичи. А потом все тракторы из колхозов передали в МТС. На новую технику для МТС выделяли деньги дополнительно.

Жлобинская МТС располагалась в деревне Солоное — 5 километров от города. Отец был из небогатой семьи, работать умел и любил землю. В начале 30-х его отправили на курсы трактористов. Очередных новичков он обучал сам уже прямо при МТС.

В те времена в моде был лозунг: «Молодежь — на трактор!» Причем ему следовали не только парни. В Жлобине собрали целую группу девушек. Сработались неплохо: во второй половине 30-х их бригада заняла на соцсоревнованиях первое место в республике. Победителей тогда пригласили на правительственный прием в Минск. Девушкам вручили премию, подарили по отрезу на платье. А бригадира Анисима Терещенко премировали велосипедом. Такой транспорт тогда был на вес золота. 

Генрих Анисимович вместе с главным инженером Степаном Малашенко и управляющим Жлобинского районного объединения «Сельхозтехника» Валентином Белиловцом установили на постамент «Универсал». Кстати, сам постамент переделывали, меняли декоративное оформление, таблички. 

Валентин Белиловец сейчас живет в Гомеле. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, тремя орденами «Знак Почета» и несколькими медалями. Он — заслуженный механизатор сельского хозяйства республики, почетный ветеран Белагросервиса.

ВАЛЕНТИН Николаевич в 1953 году восстанавливал сельское хозяйство БССР после военного лихолетья. У юноши с двумя красными дипломами был выбор при распределении, и он попросил тогдашнего министра сельского хозяйства направить его поближе к дому — на Гомельщину. Начинал главным инженером в Лельчицкой машинно-тракторной станции.

— Техники было предостаточно, — вспоминает Валентин Николаевич. — В большинстве своем тракторы ХТЗ, «Универсалы», гусеничные комбайны, жатки, молотилки, льномялки, бороны, автотранспортеры. Надо отдать должное тем, кто работал на «Универсалах». Железное сиденье, колеса без резины, она появилась только на новых МТЗ-2… Какой уж там комфорт. Но планы все равно выполняли, рекорды ставили, — замечает заслуженный механизатор.

Убирали хлеб жатками, а женщины вязали снопы и ждали, пока привезут молотилку. Молотилка, кстати, работала от трактора. 

После того как Полесская область вошла в состав Гомельской, Валентина Белиловца перевели в Жлобин. Он вспоминает, что тракторист тогда в деревне считался богатым человеком: 

— Сверхплан руководство поощряло надбавкой — хлебом. И большинство выполняли нормативы. За 200 дней механизатор зарабатывал на грузовик хлеба. Машину отправляли осенью в заготзерно и подвозили к дому передовика. 

Во второй половине пятидесятых МТС объединили в одну ремонтно-техническую станцию. Ее и возглавил Валентин Белиловец. Позже произошла очередная реорганизация, смысла объединения которой он до сих пор не понимает. Ремонтно-техническую станцию объединили с мелиоративными организациями, и получилась ремонтно-техническая мелиоративная станция. 

В 1961 году при Правительстве создали Союз сельхозтехники. Мелиорацию отделили. Белиловца вызвали в Гомель и предложили создать новую организацию. Валентин Николаевич первый возглавил районное объединение «Сельхозтехника» в Жлобине.

— Это оказался самый лучший период моей жизни, — вспоминает Валентин Николаевич. — У нас был исключительной силы коллектив, толковые кадры. В обязанности входили ремонт техники, транспортное обслуживание, то есть перевозка удобрений, заготовка торфа, вывозка органики, компостирование удобрений, известкование кислых почв, внесение минеральных удобрений, в том числе и жидких. «Универсалов» тогда уже не было, их списали, сдали на металлолом, единицы оставили для памяти. На смену «У» пришли МТЗ — новое поколение белорусских тракторов. 

Сейчас на селе тракторы многофункциональны. Одно из важных отличий «Универсалов» от энергонасыщенных агрегатов — на них могли только пахать, сеять и молотить. Особенно необычная последняя функция, так как сейчас зерно молотят комбайны. 

С правой стороны приводной шкив: широкий барабан. На него подвязывали длинный ремень. Через него шкив приводил в движение молотилку. Чем дальше она находилась от трактора, тем безопаснее — на случай пожара. Кстати, в фильме «Русское поле» есть сцена, где показаны моменты заготовки урожая таким способом. 

kovalev@sb.by

P.S. Автор выражает благодарность Жлобинскому райкому профсоюза работников АПК за помощь в подготовке материала.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter